29.12.2015 13:20
    Поделиться

    Как оживить буксующие инвестпроекты СЗФО

    В стратегии развития СЗФО сделан акцент на транспортной инфраструктуре
    За минувшие пять лет из 46 инвестиционных проектов, запланированных в рамках стратегии развития Северо-Западного федерального округа, в числе которых комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга, строительство ГАЭС в Ленинградской области, развитие транспортного узла в Мурманской области и реконструкция аэропортного комплекса Талаги в Архангельске, выполненными оказались только шесть.

    Причина тому - различия в экономическом развитии регионов и расхождения в их законодательствах. Сейчас для СЗФО разработана новая концепция с прицелом на 2030 год, призванная эти проблемы решить. Северо-Западный федеральный округ приобрел статус макрорегиона.

    В результате он должен стать "экономическими воротами" для международной интеграции. Тему обсудили на экспертном совете Стратегического партнерства "Северо-Запад" в Петербурге.

    Сейчас из стратегии исключили точечные проекты и адресное финансирование. Ими будут заниматься только регионы. В стратегии для СЗФО речь идет об общих для всего округа проектах.

    Упор будет сделан на добывающие, обрабатывающие отрасли, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, транзитных путей, связи, энергетики. В приоритете - развитие автомобильного и железнодорожного транспорта, магистралей, соединяющих СЗФО и Урал, строительство портов Мурманска, Архангельска, Усть-Луги и Калининграда, экономическая ситуация в которых существенно отличается.

    За минувшие пять лет из 46 инвестиционных проектов, запланированных в рамках стратегии развития СЗФО, выполнены только шесть

    - Нужно систематизировать работу в регионах и привести законодательство в соответствие, потому что уже сейчас региональные окружные стратегии работают сами по себе, а майские указы президента, на которые мы ориентируемся, - сами по себе, - прокомментировал ситуацию председатель экспертного совета АНО "Стратегическое партнерство "Северо-Запад", помощник полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин.

    Миссия для Арктики определена как добыча и переработка. Уже подписан указ президента, начала работать программа развития Арктической зоны РФ. Там акцент сделан на транспортной составляющей, добывающей и перерабатывающей промышленности. На западную часть русского арктического пояса приходится 32 миллиона тонн грузооборота, который идет по Северному пути.

    Кстати, программу для Арктики писали шесть раз на протяжении 30 лет. Трудность заключалась в определении состава административных единиц, которые в нее входили. Список городов, подпадавших под определение Арктика, был указан в решении комиссии от 1989 года. Там не было Северодвинска и Новодвинска, Приморского края и Воркуты, не было даже Новой Земли. Сейчас они вошли в зону как стратегически значимые и имеющие выход в акваторию Ледовитого океана. Некоторые из них, подобно Мурманску, на который приходится 40 процентов завозимых в регион грузов, имеют перспективу стать опережающими центрами развития.

    Карское и Баренцево моря сегодня содержат до 30 процентов мировых запасов нефти и газа. На их шельфе уже сейчас работает первая добывающая установка, и планируется запуск второй. Что касается переработки сырья, то об этом еще думают, поскольку это нецелесообразно экономически. Арктике свойственно удорожание добычи и производства.

    От того, насколько оперативно власти и законодатели определят, где и что дешевле добывать, производить, завозить или вывозить, напрямую зависит бюджетная эффективность регионов в стратегии СЗФО.

    Поделиться