Господдержка личных подсобных хозяйств в виде возмещения из регионального бюджета части затрат на производство и реализацию молока была введена в Зауралье более десяти лет назад с целью стимулирования развития ЛПХ. Владельцы подворий вспоминают, что поначалу им компенсировали 30 копеек за тонну сданного молока, потом постепенно сумму увеличивали и довели в прошлом году до трех рублей.
Правда, деньги никогда не перечисляли вовремя: не так давно только за прошлый год рассчитались, но люди все же надеялись получить положенное. Сейчас у них опустились руки: в 2015-м субсидию уменьшили на рубль, а со следующего года ее вообще собираются отменить. Селяне говорят, что больше не видят смысла разводить скот: содержать его и так было накладно, а без господдержки станет совсем невыгодно.
Областные власти успокаивают: никто владельцев подворий на произвол судьбы не бросает. Наоборот, порядок господдержки будет изменен таким образом, что сельские жители от этого только выиграют. По словам первого заместителя губернатора, директора областного департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Сергея Пугина, цель изменений в том, чтобы владельцы ЛПХ получали за свою продукцию сразу полную цену, а не бегали по кабинетам, оформляя пакет документов на получение субсидии, а потом переживали: дадут или нет.
Кроме того, те же частники раньше часто жаловались, что вынуждены сдавать молоко закупщикам практически за бесценок. На крестьянское недовольство те реагировали просто: идите, мол, в областное правительство - вам обязаны компенсировать недостающую сумму из бюджета.
Словом, практика субсидирования себя не оправдала, констатируют чиновники. Скота в ЛПХ больше не стало, а объемы сдаваемого молока даже снижаются. К тому же на федеральном уровне подобные субсидии для частников вообще не предусмотрены, они есть только для сельхозорганизаций за молоко высшего и первого сорта. На это, кстати, уже обратили внимание надзорные органы.
- Нам все чаще задают вопросы: на каком основании вы оказываете поддержку субъектам, не являющимся налогоплательщиками? Где объективный критерий, который позволяет вам оценить эффективность этой господдержки? Средства выделяете, а количество молока все равно снижается? - говорит Сергей Пугин. - К сожалению, я ответить на эти вопросы не могу.
Вместе с тем вице-губернатор сообщил, что около 70 процентов молока в Курганской области производится именно в личных подсобных хозяйствах, а значит, это направление власти обязательно будут поддерживать, но по-другому. Личное подсобное хозяйство - субъект рыночных отношений, а потому и взаимодействие с ними должно выстраиваться соответственно - на рыночных условиях, подчеркивает он. По идее, это ЛПХ должны диктовать цену закупщикам, а не наоборот.
Лучшей формой поддержки частников Сергей Пугин считает сельхозкооперативы, которые будут централизованно закупать молоко с подворий, доставлять его переработчикам и получать за это субсидии от государства. Преимущество таких объединений он видит в том, что владельцы ЛПХ сами их учреждают, а также контролируют количество, качество и, самое главное, цену молока. Лишнее звено - перекупщик - при этом устраняется, вся прибыль достается участникам технологического процесса. В Зауралье уже работает такой сельхозкооператив в Половинском районе, причем объединяет он не только личные хозяйства, но и фермерские. В стадии становления кооперативы в Белозерском и Шадринском районах.
- Мы направили в Минсельхоз РФ заявку на поддержку в 2016 году сельских потребительских кооперативов, - сообщил директор сельхоздепартамента. - По этой программе можно приобрести оборудование, спецтранспорт, необходимые кооперативу для организации закупочной деятельности.
Разговоры о том, что отмена субсидий приведет к росту цен на молоко или, того хуже, к тому, что в селах вырежут скот, Сергей Пугин считает несостоятельными.
- В личных подсобных хозяйствах Курганской области производится около 180 тысяч тонн молока в год. Мы дотируем в лучшем случае 20 тысяч тонн - на остальное льготы не распространяются. Но это молоко тоже произведено в ЛПХ, а его владельцы выручают за сданную продукцию иногда даже больше, чем получатели дотаций, - приводит цифры глава сельхоздепартамента.
По его мнению, сокращение поголовья коров в личных хозяйствах никак не связано с объемами господдержки - скорее, с демографическими процессами: поколение, которое традиционно держало скот, уходит, а молодежь не желает жить в деревне. Выводы чиновника подтверждает такой факт: до введения субсидии личные подсобные хозяйства давали молока в два раза больше, чем сейчас.
Ирина Чепезубова, предприниматель из Притобольного района:
- Я десять лет занимаюсь сбором молока у населения, обслуживаю полностью или частично шесть районов. Не слышала, чтобы кто-то жаловался на то, что ущемляю сдатчиков, хотя молока становится все меньше. Два года назад собирала 4,1 тысячи тонн, в этом году - лишь половину. Если заготовителей не будет, то и столько не собрать. На мой взгляд, власти просто хотят снять с себя ответственность и переложить ее на кооперативы или переработчиков. Между тем кооператив, по большому счету, - это колхоз со своим имуществом, органами управления, то есть затраты на его содержание будут достаточно большие. А главное, он такой же посредник, как и заготовитель, поэтому непонятно пока, кто выиграет от перемены мест слагаемых.