В каких регионах Урала подорожает проезд

В конце года тарифным органам в ряде регионов УрФО пришлось принять непопулярные, но неизбежные решения об очередном повышении платы за проезд в общественном транспорте. Насколько рост тарифа ударит по кошелькам жителей и удовлетворит ли при этом транспортников, выясняли корреспонденты "РГ".

Свердловская область

С 15 января 2016 года плата за проезд в общественном транспорте Екатеринбурга повысится на три рубля - до 26-ти. Это предельная максимальная стоимость одного билета для гостей уральской столицы или тех горожан, которые редко ездят на трамвае или в метро, а потому не имеют электронных проездных (так называемых Е-карт). При этом льготники по-прежнему будут платить по шесть рублей, обладатели самого популярного тарифа по Е-карте (70 поездок за 60 дней) - по 21 рублю.

Надо сказать, что цена билета в столице Урала не повышалась более трех лет - с октября 2012-го. Еще год назад транспортники и мэрия заговорили о необходимости вновь поднять плату, поскольку себестоимость провоза одного пассажира гораздо выше 23 рублей. Однако только в конце 2015-го три муниципальных и пять частных перевозчиков подали заявление в Региональную энергетическую комиссию (РЭК) о пересмотре тарифов: по их оценке, стоимость проезда должна составлять от 28 до 31 рубля. РЭК запросила обоснование у администрации Екатеринбурга.

- Мы исходим из платежеспособности горожан, к тому же должны стимулировать население передвигаться именно на общественном, а не на личном транспорте. Поэтому определили предельно допустимый тариф на уровне 26 рублей, - поясняет замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович. - Часть затрат транспортных предприятий придется компенсировать из городского бюджета: на эти цели выделяется около 400 миллионов рублей. Это позволит перевозчикам несколько снизить убытки. Хотя из 23 частных предприятий заявки на субсидии подали только 12. Подозреваю, не все смогут подтвердить свои затраты, потому что предоставляют спорные данные. Так, у многих частников, если верить их документам, водители получают по семь тысяч рублей. Согласитесь, сложно обосновать убытки, когда ведешь "черную" бухгалтерию.

Заметим, что с момента предыдущего роста тарифа объем пассажирских перевозок в городе упал на 15 процентов: количество личных автомобилей за эти три года увеличилось на 60 тысяч, и сегодня в Екатеринбурге почти 600 тысяч легковых машин. При этом себестоимость поездки на общественном транспорте, наоборот, увеличилась на те же 15 процентов и сегодня составляет от 27 рублей на электротранспорте до 30 на метро.

- Чтобы оптимизировать расходы, некоторые предприятия, в том числе и метрополитен, предлагали раньше заканчивать работу или увеличить интервалы движения до 20 минут в дневные часы, когда пассажиропоток не столь велик. Мы пока не разрешаем, - подчеркнул Евгений Липович.

Отметим, что с января повысится плата за проезд в общественном транспорте в некоторых других муниципалитетах Свердловской области - в Нижнем Тагиле (с 16 до 19 рублей) и Талице (с 16 до 18). В Алапаевском районе на 10 процентов увеличится стоимость поездки на пригородных автобусах.

Тюменская область

В Тюменской области проезд в пригородных и междугородных автобусах подорожает на восемь процентов (в январе 2014-го рост тарифов был более резким - сразу на десять). К примеру, поездка в салоне с мягкими креслами от Тюмени до Тобольска обойдется в 680 рублей вместо нынешних 630-ти. Хотя и сегодняшняя цена в сравнении с другими междугородными маршрутами УрФО близка к максимальной.

Среди городов юга Тюменской области о предстоящем повышении стоимости проезда на муниципальных маршрутах заявил только 100-тысячный Тобольск. С марта здесь перешли с 16 на 18 рублей, в январе поднимут до 19-ти. Итого, скачок почти на 20 процентов за 10 месяцев.

На севере в 340-тысячном Сургуте планку поднимут на два рубля. Кондуктору автобуса придется отсчитать 21 рубль, водителю маршрутки - 23. В среднем получается 22. Именно столько стоит единый разовый проездной во вдвое большей по населению Тюмени.

В региональном центре не расположенные к шуткам перевозчики увеличили цену проезда еще 1 апреля - на 22 процента. Судя по всему, она заморожена минимум до весны. В департаменте тарифной политики на бесконечные сетования автотранспортников, что, мол, трудно сводить концы с концами, отвечают: "Всем тяжело". Мало того, активисты Народного фронта на встрече с муниципальными чиновниками потребовали ввести гибкую систему скидок по пластиковой проездной карте либо продавать дисконтные абонементы. В отличие от Москвы, Екатеринбурга, многих других российских и зарубежных городов, в Тюмени вне зависимости от величины внесенного аванса с пассажира взимают по максимальному тарифу. Для сравнения: пару лет назад, когда еще был относительно стабилен валютный курс, жителю Вены, купившему годовой проездной, одна комфортная во всех отношениях поездка в любом виде общественного транспорта обходилась во столько же, во сколько тюменцу поездка в МАЗе или тесной ГАЗели.

В качестве альтернативы автобусу власти региона предлагают электричку. Чиновники утверждают: даже с учетом подорожания с 1 января проезда в пригородных поездах в среднем на 7,5 процента дешевле варианта не найти. К тому же действующая сейчас цена и с наступлением нового года остается неизменной для тех, кому надо проехать одну-две остановки (не более 15 километров или в пределах единой тарифной зоны). Так, за проезд между двумя пригородными станциями близ Тюмени - Утяшево и Войновкой - железнодорожники возьмут, как и прежде, 18 рублей. "Щадящее повышение тарифа" - в среднем на 4,8 процента - предусмотрено на дистанции до 45 километров.

Челябинская область

Челябинские власти решили не входить в новый год на волне негатива, связанного с подорожанием проезда, и рассмотрели больной вопрос еще в конце октября: тарифы в общественном транспорте тогда подняли сразу с 15 до 20 рублей.

Как пояснил начальник городского управления транспорта Олег Козлов, расценки в Челябинске не пересматривались уже три года. За это время больше чем на треть подорожали смазочные материалы, дизтопливо, тепло- и электроэнергия. В результате пассажирские перевозки стали обременительными для казны. А повышение цены, по расчетам специалистов, должно сократить эту нагрузку минимум на 300 миллионов рублей в год.

Довод об экономии бюджетных средств показался депутатам настолько убедительным, что за повышение стоимости проезда городская Дума проголосовала практически единогласно. Против высказался только представитель КПРФ, ранее предлагавший провести аудит всего муниципального транспортного парка для определения эффективности его работы.

Впрочем, челябинцам все-таки оставили возможность сэкономить на проезде, воспользовавшись авансовым расчетом: владельцы транспортных карт номиналом 380 рублей платят за поездку по 19 рублей, а раскошелившиеся на карту стоимостью 720 рублей - по 18.

Льготникам, в свою очередь, пришлось сделать выбор в пользу одной из двух схем оплаты проезда: ежемесячно внося на социальную транспортную карту 450 рублей, они могут пользоваться транспортом без ограничения, заплатив 220 рублей, получают право на 15 поездок в месяц.

Вместе с тем повышение цены создало в городе весьма нетипичную ситуацию: проезд в муниципальном транспорте вдруг оказался дороже, чем в маршрутках частных перевозчиков, где пока по-прежнему действует 18-рублевый тариф. Правда, некоторые предприниматели решают вопрос на свой страх и риск: на минувшей неделе до 21 рубля цены подняли сразу на пяти городских маршрутах.

До поры до времени власти объявляют таких перевозчиков вне закона, а прокуратура возбуждает административные дела о нарушении порядка ценообразования, грозящие крупными "оборотными" штрафами. Однако, по мнению экспертов, повышение цен в маршрутках вслед за муниципальным транспортом - вопрос решенный. Произойдет это не позднее января будущего года, когда вступит в силу новый федеральный закон о пассажирских перевозках (220-ФЗ). По нему победители конкурсов на обслуживание муниципальных маршрутов получат право самостоятельно устанавливать тарифы, не согласовывая их с чиновниками, а единственным регулятором станет рынок.

Курганская область

Курганские перевозчики планируют в новом году поднять стоимость проезда в маршрутках с 18 до 20 рублей. Они тоже ссылаются на 220-ФЗ, который вступит в силу 13 января 2016 года и снимет все ограничения.

Между тем областная Дума вчера приняла соответствующий региональный закон, в котором прописано, что тарифы могут быть как регулируемыми, так и нерегулируемыми. Первые устанавливают органы местного самоуправления или уполномоченный орган исполнительной власти региона, вторые формируют сами транспортники. Видимо, на этот вариант предприниматели и рассчитывают.

- Если органы власти определят, что тарифы должны быть регулируемые, то областной профильный департамент имеет право ограничить их рост. Но в этом случае перевозчики должны получать из бюджета дотации до уровня рентабельности и компенсацию выпадающих доходов, - пояснил "РГ" замдиректора МКУ "Транспортное управление" Олег Чикун. - Если же тарифы нерегулируемые, перевозчики вправе устанавливать их самостоятельно.

В департаменте госрегулирования цен и тарифов Курганской области "РГ" сообщили, что статьей 39 Федерального закона № 220 предусмотрен переходный период, в течение которого перевозки, не оплачиваемые за счет региональных и местных бюджетов, должны быть организованы по договорам, заключенным с органами госвласти, местного самоуправления в порядке, действующем со дня официального опубликования закона. Предметно вопрос будет обсуждаться после принятия всех нормативных и подзаконных актов. Пока ясно одно: в январе курганцы будут ездить еще по старым ценам.