Кроме того, это негативно отразится на предприятиях малого и среднего бизнеса, может повлечь закрытие многих предприятий, будет способствовать сохранению импортозависимости, росту безработицы и сокращению поступлений в бюджет.
Такие выводы содержатся в заключении и рекомендациях Общественной палаты России, подготовленных по итогам общественной экспертизы законопроекта, которым вносятся поправки в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и которым предполагается ограничить продажу алкоголя в пластиковой таре.
Документы направлены главе минэкономразвития Алексею Улюкаеву, главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву, спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.
Этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении летом прошлого года. В пояснительной записке к нему говорится, что он направлен на защиту здоровья и благополучия россиян, поскольку, если ограничить объем ПЭТ-тары и крепость разливаемой в нее алкогольной продукции, то разовая доля потребления человеком "зелья" снизится в три-четыре раза.
Однако, как отмечают в Общественной палате, законопроект вызвал широкий общественный резонанс и получил в итоге негативную оценку - по мнению ряда экспертов, алкоголизация населения вследствие таких мер не снизится, а повысится, и проблем у бизнеса в нынешнее и без того непростое время прибавится.
На это, кстати, неоднократно обращали внимание и представители индустрии пива и ПЭТ в одном из своих многочисленных писем в органы власти, в том числе на имя премьер-министра Дмитрия Медведева.
Начнем с того, что, покупая алкоголь, человек всегда знает, сколько ему нужно - "чекушечку" или пару литров. И именно столько он и возьмет, вне зависимости от того, в тару какого объема он будет расфасован.
По словам доцента МГМУ им. Сеченова Дмитрия Виноградова, пластиковая упаковка не влияет на масштабы чрезмерного или безответственного потребления. Упаковываемое в нее пиво содержит наименьшее содержание алкоголя по сравнению с другими напитками, а стоимость алкоголя в пиве существенно выше, чем в крепком спиртном.
С точки зрения бизнеса, развитие рынка ПЭТ в России заслуживает внимания и имеет значение для экономики страны. Еще 25 августа Минэкономразвития России сообщило о консолидированной позиции ведомства, минпромторга, минэнерго, ФАС, бизнес-сообщества о нецелесообразности введения ограничений на использование полимерной продукции, в том числе тары для алкоголя.
По данным минэкономразвития, запретительные меры приведут к снижению спроса на ПЭТ, сохранению импортозависимости в объеме более 70 тысяч тонн в год. А также - к отказу нефтегазохимических компаний от реализации инвестпроектов, где одно новое рабочее место создает дополнительно еще 4,5 рабочих места в экономике, а один рубль ВВП в нефтехимической отрасли создает еще как минимум 1,9 дополнительных рубля. "Предлагаемое ограничение будет губительно для всех отраслей производства и повлечет закрытие многих предприятий", - говорится в докладе министерства.
По оценке ФАС, переоборудование линии производства ПЭТ на меньший объем тары для всего рынка встанет не менее чем в 1,5 млрд руб. Все эти расходы, естественно, будут заложены в конечную стоимость продукции, а значит, как утверждают эксперты, можно гарантированно ждать скачка цен.
Кроме того, из-за перепрофилирования производств будет проведено и достаточно серьезное сокращение кадров - по разным оценкам, сокращено будет от 150 до 240 тыс. рабочих мест.
По словам исполнительного директора Объединения участников пиво-безалкогольного рынка Камаля Лебедева, ПЭТ-тара более экономична с точки зрения производства, утилизации, логистики. Так, в одну фуру помещается на 30 процентов больше продукции упакованной в ПЭТ-тару, чем в любую другую. Таким образом, уменьшаются транспортные расходы производителей, что сказывается на конечной цене товара.
Кроме того, в Общественной палате считают бездоказательными высказывания о вреде ПЭТ-упаковки для пищевой продукции. "Они не имеют оснований и опровергаются многочисленными заключениями по результатам исследований. Более того, научные обоснования ограничений применения полимерной тары для пищевой продукции и алкоголя в принципе отсутствуют",- сообщили "РГ" в Общественной палате.
Стоит отметить, что германский Институт технологий и упаковки FrauenhoferIVV провел исследования российских образцов ПЭТ-тары, включая ПЭТ-бутылки, произведенные из преформ, и обосновал ее полную безопасность для упаковки любых пищевых продуктов.
Образцы были проанализированы на возможное содержание вредных веществ, которые когда-либо бездоказательно упоминались в публикациях о ПЭТ-таре: фталаты (дибутилфталат, изобутилфталат и еще 11 фталатов), бисфенол, метанол, формальдегид. Ни одно из них не было обнаружено в образцах. В заключении института также указано, что образцы по чистоте соответствуют лучшим мировым аналогам и применимы без ограничения для любых пищевых продуктов.
Одна из основных контролирующих организаций страны - Роспотребнадзор - также считает, что аргументы выступающих против ПЭТ-тары основываются на бездоказательной базе и неподтвержденных данных.
Проведя свои проверки, специалисты контролирующей организации определили, что в ПЭТФ, широко применяемом для упаковки пищевой продукции, не обнаружено никаких отравляющих веществ, в т.ч. и фталатов. "Полученные результаты не позволяют сделать вывод об опасности такой упаковки", - заявил на обсуждении в Общественной палате заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Геннадий Иванов. Также он подчеркнул, что испытания, которые проводились более полугода, были ориентированы как раз на тару для алкогольных напитков.
Любопытно, что алюминиевые и стеклянные бутылки и банки в России, которые продаются сегодня, все иностранного производства - турецких и английских компаний. Недоумение, говорят общественники, вызывает тот факт, что даже в условиях разрастающегося ухудшения отношений с Турцией в данной отрасли все равно пока в первую очередь соблюдаются интересы зарубежных инвесторов.
Из-за этого многие эксперты начали задумываться о лоббировании иностранных интересов. Общественная палата, чтобы внести ясность, рекомендовала ФАС провести анализ на предмет недобросовестной конкуренции.