Прямое поручение составить такой список содержит публикуемый "Российской газетой" указ президента РФ.
До этого указом от 28 ноября в отношении Турции уже был введен ряд временных ограничений: под запрет попал импорт турецких овощей и фруктов, российским туроператорам запретили продавать путевки в Турцию, туда прекращены чартерные авиарейсы, ограничен наем турецких граждан организациями, работающими в России. Тогда правительству было поручено запретить или ограничить предоставление услуг в России организациями, находящимися под юрисдикцией Турции, то есть собственно турецкими компаниями. Теперь это распространяется также на их российские "дочки" и на компании турецких граждан, которые зарегистрированы в России.
Исходя из структуры турецкого импорта услуг напрашивается предположение, что под ограничения могут попасть турецкие строительные компании, которые традиционно играют существенную роль на российском рынке, а также торговля, туризм и морской транспорт, считает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. "Но это, по терминологии сейсмологов, афтершоки, поскольку все экономические риски в российско-турецких отношениях уже учтены", - говорит он.
Турция занимает второе после Китая место по объему экспорта строительных услуг. По данным за 2014 год, турецкие подрядчики реализовывали в 40 странах проекты на 22,6 миллиарда долларов, из них почти половина (47,3 процента) приходилась на страны СНГ, в основном на Россию. С другой стороны, по данным Минэкономразвития России, объем работ по виду деятельности "Строительство" в России за январь-ноябрь упал почти на 10 процентов. Строительные компании испытывают большие трудности в связи с обвалом рынка, и в этих условиях временный выход с него компаний из Турции на ценах на недвижимость прямо не скажется. Схожая ситуация, но с несравненно более глубоким спадом в сфере туризма, где турецкие компании в основном обслуживали "свое" выездное направление, теперь закрытым. Собственно, это и стало самым болезненным для Турции последствием инцидента в Сирии с российским Су-24М - доходы от туристов из России в несколько раз превышали весь турецкий экспорт товаров в Россию.
В торговле, которая является высококонкурентным рынком, ограничения на турецкий капитал также вряд ли будут заметны. Тем более при таком провале розничного товарооборота - на 9,3 процента за 11 месяцев этого года. У Турции значительный торговый флот (22-е место в мире), который занят и перевозками из российских портов на Черном море, но возможны и ограничения автоперевозок.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, говоря о втором пакете мер в отношении Турции, отметил, что у правительства "нет задачи отказываться от сотрудничества с Турцией полностью". "Нужен адекватный ответ на недружественные действия", - сказал он в эфире "России 24".