Такие рекомендации, единые на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда, 25 декабря утвердила Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. "Российская газета" печатает их сегодня.
Рекомендации обеспечивают единый подход к регулированию зарплат бюджетников и устанавливаются на каждый календарный год. Системы оплаты труда в коммерческих компаниях работодатели определяют самостоятельно, но с учетом положений Трудового кодекса, которые дублируются в рекомендациях.
В конце 2008 года, когда разрабатывался такой же документ, его действие распространялось только на федеральных бюджетников, но с середины 2009-го система нашла отражение на региональном и муниципальном уровнях. В 2011 году во всех бюджетных организациях страны, включая государственные, региональные и муниципальные, были внедрены новые системы оплаты труда. Тогда же власти РФ заговорили об эффективности рекомендаций.
Так, среднемесячная зарплата в ноябре 2015 года, по данным Росстата, составила 33 800 рублей. По сравнению с ноябрем 2014 года, она выросла на 4,6 процента.
Несмотря на то, что в названии документа есть слово "рекомендация", в нем присутствуют и обязательные положения. Каждому наемному работнику гарантируется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2016 года его величина вырастает на четыре процента - до 6204 рублей в месяц.
Кроме того, в трудовой договор работника включают составные части зарплаты. Здесь необходимо помнить, что компенсационные и стимулирующие надбавки не учитывают в фиксированной части зарплаты. Например, если преподаватель в вузе курирует студенческую группу или научно-исследовательские работы студентов, то доплата за эту работу не включается в фиксированную часть.
Размер и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы устанавливают в местностях с особыми климатическими условиями. При этом местные власти имеют право повысить коэффициент, но только за счет средств собственного бюджета. Оплату труда россиян, которые работают во вредных или опасных условиях, нельзя сократить без проведения специальной оценки. А чтобы по всей стране был единый подход к определению обязанностей и квалификационных требований, необходимо использовать единые справочники работ и профессиональные стандарты.
Рекомендации РТК также предполагают, что зарплату работников образовательных и культурных учреждений не будут сокращать ниже уровня, достигнутого в 2015 году. Доля оклада в структуре зарплаты работников вузов должна быть не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных учреждениях - не ниже 60 процентов. У врачей, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, доля оклада в зарплате установлена на уровне 55-60 процентов, еще 30 процентов - стимулирующие выплаты (например, за повышение квалификации), а оставшиеся 10-15 процентов - компенсации в зависимости от условий труда.
Как правило, рекомендации РТК не претерпевают изменений год от года: в последние несколько лет основные положения повторяются практически дословно. Исключением не стали и рекомендации-2016. Логика в том, чтобы был учтен курс на стабильность в сфере оплаты труда бюджетников и возможность поэтапного проведения реформ при их необходимости.
По мнению проректора РАНХиГС Александра Сафонова, документ, разработанный РТК, в свое время позволил создать систему оплаты труда на основе единых правил. "Согласитесь, было бы странно, если бы оплата была разной с учетом того, что бюджетная сфера связана с предоставлением государственных услуг всем без исключения гражданам", - говорит профессор.
Тем не менее, не все проблемы решены. Например, размер базового оклада отличается в субъектах РФ, так как зависит от финансовых возможностей регионального бюджета. Получается, что за предоставление одной и той же услуги при разной интенсивности работы зарплата у тех же врачей - разная, и этот факт необходимо брать во внимание, заключает Александр Сафонов.