SOS на колесах
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) и связанная с ней государственная система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" добрались до Крыма. В эти дни на полуострове завершен монтаж оборудования, которое существенно сократит смертность на дорогах и снизит травматизм.
- Система сейчас развернута в 83 субъектах РФ, а в Севастополе и Крыму будет внедрена до конца 2015 года и сдана минтрансу, - сообщил президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко. - Таким образом, к концу года ею будет охвачена вся страна.
В декабре 2015 года сданы в эксплуатацию два центра обработки данных - в Севастополе и Симферополе, куда будет поступать вся информация с автомобилей. Разработчики анонсируют, что в системе сигнал о происшествии обработают примерно за 10 секунд. Столько времени нужно, чтобы вызов приняли диспетчеры, которые должны решить, ложный это сигнал или людям угрожает реальная опасность. Это промежуточное звено необходимо, поскольку, согласно статистике, 75 процентов обращений за помощью - фиктивные. Благодаря системе "ЭРА-ГЛОНАСС" время реагирования МЧС, "скорой помощи" и ГИБДД должно сократиться как минимум на 30 процентов. По некоторым оценкам, внедрение автоматического оповещения экстренных служб о ДТП в целом по стране ежегодно будет сохранять жизни около 4000 человек. Уже сейчас "ЭРА-ГЛОНАСС" доступна везде, где есть хотя бы один сотовый оператор связи.
- Передача сигнала идет по сотовой сети. Если автомобиль перемещается по территории, где нет ни одного оператора, необходима установка спутникового модема, это уже дополнительная опция, - пояснил Александр Гурко. - Но все же по статистике самая высокая аварийность у нас фиксируется в местах большого скопления машин, и там сотовая связь, как правило, есть.
В целом по стране за первый год работы системы зафиксировано 20000 тестовых вызовов, в том числе 26 - в Крыму. Но ни один пока не связан с авариями. Ведь чтобы система полноценно заработала, необходимо еще каждый автомобиль оснастить приборами, которые в случае ДТП будут автоматически связываться с диспетчерским центром оповещения об авариях. А первый автомобиль Lada Vesta, оснащенный на заводе датчиками "ЭРА-ГЛОНАСС", сошел с конвейера АвтоВАЗа только в ноябре. В дальнейшем все машины на территории РФ должны выпускаться с таким оборудованием.
По оценкам экспертов, за 2015 год в целом по стране на транспорте должно быть установлено около 320 тысяч терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС". В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза уже с 1 января 2016 года весь коммерческий пассажирский транспорт, а также мусоровозы и машины, перевозящие особо опасные грузы, не смогут выйти на трассу без оборудования "ЭРА-ГЛОНАСС". А с 1 января 2017 года это правило распространится вообще на весь транспорт.
Копейка руль бережет
В Крыму внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в сфере пассажирских перевозок еще только начинается. И главный вопрос: кто за это заплатит? Сама услуга экстренной помощи будет бесплатной, но оборудование и его установка стоят денег. Сертифицированные терминалы в РФ выпускают 13 предприятий, в том числе "Сантэл-навигация", "СпейсТим", "Форт-телеком", "Итэлма" и другие. Кроме того, в России сертифицировано импортное оборудование для "ЭРА-ГЛОНАСС" 10 зарубежных производителей. В розницу отечественный датчик сегодня можно купить приблизительно за 14000 рублей. В среднем еще 2500 рублей стоит его установка в аттестованном сервисном центре. Импортные датчики обойдутся еще дороже.
- Оборудование "ЭРА-ГЛОНАСС" на государственный транспорт будет устанавливаться за счет бюджета. Частные авто их собственники должны оборудовать приборами за свой счет, - рассказал "РГ" коммерческий директор ООО "ГЛОНАСС-Крым" Олег Северненко. - Но без этого оборудования получить лицензию на перевозки будет невозможно.
Однако ГЛОНАСС - это не только расходы на безопасность, но и удобство, экономия времени, денег и множество других полезных опций. Например, в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани и других крупных городах с помощью приложений для смартфонов "ЕТранспорт.рф", получающих информацию с датчиков ГЛОНАСС, можно в реальном времени узнать, где находится нужная маршрутка или троллейбус, через сколько времени они доберутся до твоей остановки. Нечто подобное планируется внедрить и в Крыму.
- Мы сделали пилотный проект для маршруток и троллейбусов, рассчитанный на 800 машин, и продемонстрировали его главе администрации Симферополя Геннадию Бахареву, - говорит Олег Северненко. - Бюджет проекта - около 10 миллионов рублей. Он предполагает создание диспетчерского центра, покупку оборудования, подключение двух интернет-каналов.
Дополнительный диспетчерский центр, призванный следить за соблюдением общественным транспортом графиков движения, необходим, считает эксперт, поскольку ни компании-перевозчики, ни тем более водители маршруток в этом не заинтересованы. Пока заминка с проектом возникла из-за нерешенного вопроса: на каком оборудовании он будет работать. В прошлом году "ГЛОНАСС-Крым" уже реализовал пилотный проект на 18 троллейбусах маршрута N3 в крымской столице. Машины продолжают работать, а вот на "умной остановке" оборудование пришлось демонтировать за неннадобностью. Однако уже в первом квартале будущего года в этот вопрос должна быть внесена ясность, полагает эксперт, поскольку сроки поджимают, и делать для Крыма исключения бесконечно долго никто не будет.
Петр Запорожец, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Госсовета РК:
- Дальнейшее внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в Крыму не потребует дополнительного бюджетного финансирования. Все, что касается оснащения общественного транспорта технологическим оборудованием, сделают собственники компаний-перевозчиков, допущенных на маршруты. Это тоже государственно-частное партнерство. Государство выполняет свою часть, а частники - свою. Тем более что они от этого в конечном итоге тоже выиграют, ведь оборудование окупится и позволит экономить ресурсы.
Виталий Нахлупин, председатель комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Госсовета РК:
- У Крыма уже есть опыт внедрения систем высокоточного позиционирования автотранспорта. В 2012 году в порядке эксперимента такое оборудование устанавливалось на нескольких машинах предприятия "Крымтроллейбус" за бюджетный счет. Правда, тогда это была американская система GPS. И частный перевозчик "СимСитиТранс" сотрудничал с одной из украинских компаний, внедрявших свое оборудование. Опыт показал, что это выгодно, особенно частным фирмам, поскольку позволяет не только точно отслеживать все перемещения машин, следить за соблюдением графика движения, простоями на маршруте, но и дает возможность контролировать расход топлива. Что касается внедрения "ЭРА-ГЛОНАСС", то у нас есть два пути: либо изыскать бюджетные средства для оснащения парка общественного транспорта, либо это должны будут сделать перевозчики за свой счет.