Свете шесть лет. За свою недолгую жизнь от нее отказались дважды - две мамы. О том, что такое настоящее предательство, она узнала, когда ей было три года - тогда родная семья отдала ее в детский дом. То время она помнит плохо, детям свойственно забывать боль и обиды, которые им нанесли взрослые.
Но она хорошо помнит ужас, который случился после, уже в этом году, - новые родители вернули девчонку в приют. Наверное, тогда в ее жизни произошла первая удача - интернат, в котором она оказалась, был Елизаветинским детским домом при Марфо-Мариинской обители в Москве. Именно здесь к Свете впервые отнеслись так, как того заслуживает ребенок - с теплотой и вниманием. Здесь ей рассказали, что папа с мамой могут и не ссориться. Что можно жить в полноценной семье и не бояться появления братика или сестренки, что родительская забота и внимание не станут меньше при пополнении в семействе.
Почему же все-таки первый опыт семейной жизни для шестилетней Светы стал таким неудачным? Ее история - общее место в психологии отношения приемных родителей и детдомовских детишек. "Спустя какое-то время, в новой семье воспитанники детских домов подсознательно начинают проверять своих новых родителей на прочность: "Не вернут ли их обратно в интернат?" Обманывают родителей, ругаются с ними, иногда начинают даже воровать. Родители Светы не были готовы к такому развитию событий. Сейчас будущие приемные родители обязательно проходят школу обучения, где их готовят к такому. Тогда она была необязательна. К тому же маме удалось забеременеть - до этого у нее не было своих детей, - и она стала отстраняться от приемной дочери", - рассказывает Ольга Полякова, директор Центра семейного устройства православной службы "Милосердие".
Долгое время малышка не могла поверить в то, что от нее отказались. Она думала, что оказалась в детском доме на время - пока дома не утихнут склоки. Спрашивала, почему не приходят мама и папа. Никакого разговора о новой семье она не позволяла. И первая встреча с уже третьими мамой и папой в ее жизни прошла холодно. Света, рассказывают воспитатели, замкнулась в себе, ходила понурой и говорила, что не хочет, чтобы в ее жизни вообще когда-нибудь появилась семья.
Но к ней упорно продолжали ходить Владимир и Екатерина - и только после многих-многих теплых встреч ребенок в первый раз назвал их мамой и папой. Теперь Новый год она встретит в новой семье, из детского дома ее забрали этим летом. У нее есть братик Гриша. Он - тоже приемный. Со Светой они подружились. Гриша говорит, что всю свою жизнь мечтал о сестре.
Детский дом, где дважды преданная взрослыми девочка отогрелась сердцем, особенный. Сегодня в нем воспитываются 9 детей с синдромом Дауна и еще 7 "сохранных" детей. Проживание вместе особенных детей - в приюте их называют "солнечными" - со здоровыми - это история про то, что если люди бескорыстно любят детей, то у них хватит внимания, тепла и любви на каждого ребенка, каким бы он ни был. Но вдруг случилось, что детский дом, открытый в 2010 году при участии службы помощи "Милосердие", в какой-то момент опустел. "До этого года у нас были в основном здоровые детки. Большинство из них нам удавалось устроить в семьи, - не торопясь, рассказывает "РГ" настоятельница Марфо-Мариинской обители матушка Елизавета. - И тогда решили взять группу детишек с синдромом Дауна. Вот уже несколько месяцев они находятся у нас. Налицо прогресс: детки начинают говорить. Взрослые девочки научились мыть полы, мыть посуду. И мы надеемся, что их удастся устроить в семьи".