31.12.2015 14:30
    Поделиться

    Между смешным и ужасным: коммерческие итоги года в российском прокате

    В 2015 году вся десятка самых кассовых фильмов смогла преодолеть планку в 1 миллиард рублей сборов (см. таблицу 1). Это случилось впервые в истории. Отчасти этому помог рост средней цены билета в кино - в уходящем году она составляет 251 рубль, что на 8 рублей (или 3,2%) больше, чем годом ранее.

    Что касается вкусов российской публики, то они оказались близки к среднемировым. В топ-10 самых кассовых фильмов года угодили три продолжения ("Мстители", "Форсаж" и "Монстры на каникулах"), два перезапуска популярных франшиз ("Мир Юрского периода" и "Терминатор"), один спин-офф ("Миньоны" - ответвление от франшизы "Гадкий я"), три экранизации бестселлеров ("50 оттенков серого", "Марсианин" и "Седьмой сын") и анимация от компании Pixar ("Головоломка").

    В десятке лидеров российского проката не нашлось места ни одной картине, произведенной за пределами США - российский зритель по-прежнему голосует рублем за голливудскую продукцию. Ближайший конкурент голливудским картинам - питерская студия "Мельница" - оказалась вместе с очередными анимационными богатырями на 12 месте "кассового хит-парада".

    Российские фильмы

    Собственно, "Три богатыря: ход конем" студии "Мельница" открывают топ-10 российских прокатных хитов (см. таблицу 2). Очередная часть анимационной франшизы, которая уже больше десятилетия показывает завидные коммерческие результаты, совсем чуть-чуть не добрала до 1 миллиарда рублей, притом что затраты на производство мультфильма составили 100 миллионов рублей. К продукции "Мельницы" принято относиться снисходительно - она далека от высоких стандартов современной анимации и вряд ли претендует на то, чтобы остаться любимой многими поколениями зрителей. Но факт остается фактом - именно такой недорогой и непритязательный продукт (держащий, впрочем, определенную планку качества) может считаться гарантом безубыточности. Потому что словосочетание "собрать кассу"  в кинобизнесе далеко не всегда синонимично словосочетанию "принести прибыль".

    Например, в топ-10 самых кассовых российских картин попала "Снежная королева-2" (сборы - 301,8 млн рублей)  - полнометражная анимация компании Тимура Бекмамбетова Bazelevs, сделанная на довольно высоком уровне. Благодаря качеству мирового уровня мультфильм удалось продать для проката за рубеж, где он собрал 5,8 миллиона долларов (около 300 миллионов рублей по курсу первого полугодия 2015-го). Однако это не помогло "Снежной королеве-2" стать прибыльным проектом - бюджет размером 10 миллионов долларов (около 390 миллионов рублей по курсу 2014 года, когда создавался мультфильм) не позволил отбить затраты. Конечно, провалом в полном смысле этого слова "СК-2" называть некорректно - помимо проката существует еще и продажа телевизионных прав, за счет которой проект наверняка окупился. Но большой бюджет создает дополнительные риски для продюсеров. Это не то чтобы свежая новость, но раньше российские кинокомпании могли позволить себе сорить деньгами - бюджетом в 10 миллионов долларов еще три года назад было сложно кого-то удивить. Сегодня кино стоимостью больше 2 миллионов долларов в российской киноиндустрии могут позволить себе единицы.

    А выигрывают те, кто задолго до начала экономического кризиса в качестве основной стратегии развития выбрал производство недорогих проектов.

    Побудители и проигравшие

    Поимо уже упомянутой "Мельницы" к тем, кто даже в условиях кризиса способен зарабатывать на создании фильмов, относятся производители российских комедий. В завершающемся году из нескольких десятков российских фильмов, вышедших в прокат, прибыль своим создателям смогли принести девять картин (см. таблицу 3). Эта цифра уже несколько лет остается практически неизменной - в 2013-м и 2014-м годах количество прибыльных отечественных картин было равно восьми. Из года в год большинство таких фильмов были комедиями. Нынешний год в этом смысле не выбивается из общего ряда. Пять из девяти самых успешных картин относятся к комедийному жанру, а "Три богатыря" представляет собой комедийную анимацию.

    А вот "несмешные" исключения из этого рейтинга интересны. Например, "Битва за Севастополь" показывает, что кино о Великой Отечественной способно быть популярным и приносить прибыль, если подходить к его производству с умом - делать не пышные ура-патриотические "блокбастеры" или глянцевые ремейки советских военных картин, а сильные оригинальные драмы с хорошо прописанными характерами. "Битва за Севастополь" не столько про войну, сколько про людей и их чувства на войне - что сегодня способно привлечь куда больше зрителей, чем боевики про суровых бойцов, отважно бьющих фашистов. И, конечно, немаловажен вопрос  бюджета - "Битва за Севастополь" стоила 124 миллиона рублей, что для военно-исторического жанра совсем немного. Видимо, на эту цифру будут ориентироваться продюсеры, которые впредь будут запускать другие фильмы о Великой Отечественной.

    Успех фильма "Духless 2" дарит надежду на то, что в России начали работать франшизы. То есть успешные комедийные франшизы у нас уже есть ("Любовь в большом городе", "8 свиданий"), а вот примеров коммерчески успешных продолжений в других жанрах до 2015-го не наблюдалось.

    И, наконец, самый любопытный фильм в списке самых прибыльных - "Пиковая дама: Черный обряд". Любопытный, потому что относится к жанру фильма ужасов. Хорроры на российскую почву пытались пересадить много раз, но всегда выходила какая-то ерунда - причем с точки зрения и качества, и интереса аудитории. Подростковый хоррор "Пиковая дама" не блещет оригинальностью и не может похвастать логичным сюжетом, что не мешает ему быть одним из самых коммерчески успешных проектов года.

    Успех "Пиковой дамы" на самом деле очень важное индустриальное событие - ничуть не меньше, чем полумиллионные сборы второго "Духless".  Потому что до 2015-го года в качестве локомотивов российской киноиндустрии рассматривались исключительно комедии. Они не очень дороги в производстве и имеют лояльную аудиторию в российских регионах. Но хорроры в этом смысле жанр еще более дешевый - что в нынешних экономических условиях становится фактом определяющим. И коммерческий результат "Пиковой дамы" так важен из-за того, что перед нами - еще одна потенциальная точка роста, тот жанр, который, возможно, вытянет индустрию из кризиса.

    В том, что комедия соседствует с хоррором в списке главных коммерческих надежд российской киноиндустрии, кстати, нет ничего удивительного и беспрецедентного. В годы Великой депрессии в Соединенных Штатах картины именно этих жанров позволили кинематографу остаться не просто на плаву - комедии и фильмы ужасов превратили Голливуд в знаменитую "фабрику грез", самую могущественную киноиндустрию мира.

    Таблица 1. Самые кассовые фильмы в российском прокате в 2015 году

    Таблица 2. Самые кассовые российские фильмы 2015 года

    *Снежная королева-2" выходила в прокат в других странах, где собрала 5,3 млн долларов (около 300 млн. рублей при курсе  59 рублей за доллар)

    Таблица 3. Самые прибыльные российские фильмы 2015 года

    Поделиться