Сейчас уже все знают, что поэтичное слово "сочельник" происходит от названия постного блюда - "сочива", то есть отваренных зерен пшеницы или риса с медом, которое в Рождественский сочельник ели только "после первой звезды". Кстати, "первая звезда" в данном случае - это вовсе не та звезда, что появится 6 января на небосклоне первой, как только стемнеет. Нет, под фразой "в Рождественский сочельник не принято есть до первой звезды" имеется в виду, что не едят до момента окончания утреннего богослужения. Дело в том, что "утреннюю звезду" в Церкви символизирует большая свеча, которую после утреннего богослужения 6 января торжественно выносят в центр храма и перед которой все поют праздничное песнопение в честь Рождества Христова. Об этой "первой звезде", символической, церковной, идет речь. То есть сочиво можно есть, уже придя из церкви домой. Чтобы покончить с темой еды в Рождественский сочельник, заметим, что этим Рождественский пост не заканчивается. Он закончится только ночью 7 января, после главного события праздника Рождества Христова - Всенощного бдения и ночной Божественной литургии. Вот после ночной службы и происходит разговение - этим старым словом, сохраненным для нас русской литературой, обозначают начало вкушения скоромной, то есть непостной пищи: мяса, молока, яиц, в первый день после поста. Русские классики посвятили ни одну страницу своих произведений этому радостному событию - разговению после многодневного поста, не важно, Рождественского, или Великого. Хотя, понятно, что радость разговения знакома только тем, кому удалось многодневный пост выдержать.
Но это все о том, как наше телесное проживает церковный праздник, входит в него. Это важно, но без духовного бессмысленно, превращаясь в диетические тренировки. А духовно Церковь готовила нас к встрече Родившегося Христа, к завтрашнему празднику всем ходом богослужений Рождественского поста. И сегодняшние службы - апофеоз подготовки. В Рождественский сочельник в храмах читаются так называемые "царские часы" - определенный порядок молитв, на которых еще со времен Византии непременно присутствовали императоры, оставившие все свои пусть и важные дела. В России традиция прижилась, в дни Рождественского и Крещенского сочельника цари обязательно присутствовали на богослужениях и вместе со всеми молились во время "царских часов". Кроме этого в Рождественский сочельник в храмах читаются отрывки из пророчеств, за несколько веков до Рождения Христа предсказавших это величайшее событие. И как естественный финал подготовки каждого верующего к Рождеству Христову - исповедь. Люди стремятся встретить родившегося Христа очищенными, поэтому и стараются исповедоваться на утренней службе в день Рождественского сочельника, с тем, чтобы уже за литургией в праздник, на Рождество, причаститься.
Простые вещи, но такое - физическое, духовное - участие в подготовке к празднику Рождества Христова делает нас не просто его зрителями, подобно зрителям какого-нибудь милой театральной постановки, нет, эти внутренние усилия погружают нас не просто в ход календарно-церковных событий, они делают нас сопричастными вечности. И эта вечность царит уже не только в стенах храмах, украшенных сегодня елками, она вторгается в нашу повседневную жизнь. И ты, вслед за поэтом, ощущаешь, что:
"Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа…"
С наступающим праздником всех!