Новости

07.01.2016 14:59
Рубрика: Общество

Что надо знать про праздник Рождества Христова

В 2016 году исполняется ровно 25 лет, как мы начали официально отмечать Рождество в качестве общегосударственного праздника, красного дня календаря.
Рождество Христово. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Что нам это всем принесло - верующим, атеистам? Стоит подумать, тоже вместе. Да, новогодне-рождественские каникулы превратились едва ли не во второй отпуск, и в Госдуме периодически звучат голоса, призывающие как-то покончить с этой вакханалией праздности и застолий. Да, магазины с декабря начинают манить нас рождественскими скидками (именно так, со строчной буквы, и в такой ситуации это верно). Да, мы сами поздравляем всех уже не просто с Новым годом, но и с Рождеством. Да, отдохнув после главного для многих зимнего праздника, мы, подзуживаемые ненасытным телевидением, к 7 января начинаем подкупать новую партию деликатесов, придумывая, как не повториться - еще бы! - второе дыхание изнурительного новогоднего марафона. Изнурительного, в том числе и для нашей печени с желудком. Но мы запаслись нужными лекарствами, мы все стоически преодолеваем! Merry Christmas - Счастливого Рождества! Show Must Go On - значит, едим, спим, смотрим почти ненавистный ящик, зависаем в Сети, поздравляем близких и забытых дальних (это явный плюс!), и то ли с тоской, то ли с неосознанным страхом подсчитываем, что выход на работу, погружение в привычный ритм жизни не за горами!

"Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Стоп! Еще раз! Это откуда? Это про что?

Это митрополит Антоний Сурожский, я его еще сегодня буду цитировать. О тайне Боговоплощения. То есть о тайне Рождества Христова. Не Рождества как коммерческого проекта, упустившего за ненадобностью самое главное - имя Того, Кто родился. На западе так ведь и было: сначала Christ's Mass - "Христову мессу" сократили до Christmas, потом добавили развеселое слово Merry, а уж потом реклама ужала все до графически удобного лейбла Xmas - похоже на размер футболки или штанов. Так и носят, не заморачиваясь. Просто и ясно! Что дальше? Об этом сегодня каждый может сам прочитать в новостях.

Итак, "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Значит, и Вы, и я, и даже этот ироничный атеист, и вон тот полный богохульник - все мы не просто не чужие на этом празднике. Больше! Этот праздник наш. Только не праздник непонятно какого там Рождества. Не просто Рождества, а праздник Рождества Христова.

"Бог, во Христе явился нам небывалым и непостижимым образом, - пишет митрополит Антоний Сурожский. - Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности". Помните, пещера с овцами, клок соломы, одиночество, волы, согревающие своим дыханием?

"Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных", - это патриарх Кирилл, из Рождественского послания.

То есть уже Своей первой ночью, ночью Своего рождения - Рождества, Христос приобщается всем нам: нашей боли, нашей слабости, нашей человеческой доли.

"Он приобщается к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли - и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества.

Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему нет приступа". Бог сделал шаг Любви нам навстречу, из Любви к нам умалив - то есть сделав Себя меньше - до нас! И мир изменился. Мир стал другим. Потому что отныне, каждый раз, когда ты мал и немощен, когда ты одинок, слаб и болен, когда ты не понят, забыт, предан или отринут, тебе есть к Кому воззвать. Потому что отныне есть Тот, Кто тебя услышит. Пожалуй, это главное, что надо знать про праздник Рождества Христова.

Общество Религия Празднование Православного Рождества Беседы с Марией Городовой