Татьяна Алексеевна, за невыполнение предписаний Счетной палаты должностных лиц можно привлекать к административной ответственности либо приостанавливать все виды операций по счетам. Есть уже претенденты? Будут ли в этом году конкретные прецеденты?
Татьяна Голикова: К декабрю 2015 года инспекторы Счетной палаты возбудили 296 административных дел. Большей частью они связаны с нарушением порядка принятия бюджетных обязательств, составления, утверждения и ведения бюджетных смет, предоставления субсидий.
С прошлого года, в связи с поправками в законодательство, дела об административных нарушениях, возбужденные инспекторами Счетной палаты, подлежат рассмотрению непосредственно судами, а не передаче в Росфиннадзор. Думаю, это повысит результативность этой работы.
Как вы понимаете, перспектива приостановления всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам за неисполнение требований предписания - довольно серьезная мера. До этого пока не доходило.
Но круг нарушителей определен? Кто они?
Татьяна Голикова: К примеру, не были исполнены наши требования по порядку ведения информационных систем в сфере здравоохранения и персонифицированному учету при осуществлении медицинской деятельности.
За это суд привлек к административной ответственности и оштрафовал на 20 тысяч рублей директора департамента информационных технологий и связи Минздрава России. Если этот человек повторно совершит правонарушение, то суд вправе дисквалифицировать виновного на срок от одного года до двух лет.
По результатам проверки Счетная палата вынесла предписание Федеральному фонду медицинского страхования (ФОМС), но оно не было исполнено. В результате летом 2015 года суд постановил наложить административный штраф (20 тысяч рублей) в отношении председателя фонда.
Еще пример. При проверке расходования средств из резервного фонда правительства России мы вынесли предписание главе Республики Дагестан, которое в том числе содержало требования о возврате в федеральный бюджет необоснованно израсходованных средств. Они были выделены республике на погашение государственных жилищных сертификатов. Средства вернули, но с нарушением сроков, указанных в предписании. При этом на заместителя председателя правительства республики в июне 2015 года был наложен штраф в 20 тысяч рублей.
Другой пример связан с проверкой Калининградской области. Счетная палата проверила регион еще в 2013 году. Областное правительство и муниципальное унитарное предприятие Калининграда "Водоканал" практически 2 года не исполняли наши требования по устранению нарушений при реконструкции системы водоснабжения Калининграда. Для этого необходимо было в том числе завершить строительно-монтажные работы на объектах "Канализационные очистные сооружения г. Калининграда" и "Московская насосная станция", а также принять меры по возобновлению строительства объекта "Расширение Восточной водопроводной станции".
В итоге Центральный районный суд Калининграда 18 декабря 2015 года привлек к административной ответственности и оштрафовал начальника департамента целевых программ министерства строительства Калининградской области. Кроме того, в январе 2016 года состоится суд в отношении директора МПКХ "Водоканал"( г. Калининград).
Счетную палату, я знаю, еще беспокоит ситуация в минстрое, сложившаяся в сфере ценообразования в строительстве.
Татьяна Голикова: В начале 2015 года мы подвели итоги соответствующей проверки и выяснили, что действующая процедура определения сметных нормативов при строительстве объектов с привлечением госсредств приводит к неоправданному увеличению расходов бюджета от 20 до 45 процентов.
Минстрой, однако, в течение года кардинальных мер не предпринял: не разработан в том числе конкретный план по поэтапному реформированию системы ценообразования в строительстве с указанием сроков, ответственных исполнителей.
В ноябре прошлого года мы отправили им предписание. О принятых мерах министерство нас должно проинформировать до 1 мая 2016 года. Очень надеюсь, что сроки исправления нарушений будут соблюдены.
Ежегодно Счетная палата проводит около 500 проверок крупнейших бюджетополучателей. Назовите самые масштабные потери для бюджета в 2015 году?
Татьяна Голикова: Космодром "Восточный" и Федеральный центр ценообразования в строительстве - самые негативные примеры. Как вы понимаете, это взаимосвязанные темы.
Федеральный центр разрабатывал сметные нормативы для определения стоимости строительства объектов космодрома. В результате применения таких нормативов сметная стоимость строительства была неоправданно увеличена на 20 процентов. По космодрому, вы знаете, большое количество уголовных дел. По Федеральному центру ценообразования - уже два уголовных дела.
Кстати, в конце прошлого года к нам в Счетную палату поступили материалы в отношении виновных лиц по факту применения единичных расценок при конструкции взлетно-посадочных полос в Домодедово и Внуково. Там тоже были задействованы те же разработчики, которые входили в небольшую компанию при Федеральном центре ценообразования в строительстве.
Также можно назвать реализацию федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал", когда минприроды Бурятии при ликвидации экологических последствий производственной деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината допустило оплату фактически не выполненных работ, а также завышение стоимости работ по перемещению техногенных песков и рекультивации земель на 322,6 миллиона рублей.
При проверке реализации Водной стратегии превышены полномочия должностными лицами казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" при строительстве Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Ими были приняты и оплачены работы, не предусмотренные технической документацией, на сумму 249 миллионов рублей в пользу подрядчика ООО "НПО "Мостовик". По этому факту следственными органами было возбуждено уголовное дело. Строительство гидроузла до сих пор не завершено, несмотря на то что он имеет высокое значение для такого вододефицитного региона, как Омская область.
По каким каналам идут самые крупные утечки бюджетных денег?
Татьяна Голикова: Пока мы анализируем общую картину. Но предварительные данные уже есть. На 1 декабря 2015 года нарушений на 396 миллиардов рублей. Наиболее проблемные направления: промышленность, исследование и использование космического пространства, связь и информатика (123,7 миллиарда рублей), ТЭК, транспорт и дорожное хозяйство (25,36 миллиарда). Абсолютный лидер по объему допущенных нарушений Роскосмос - это почти 93 миллиарда рублей, из них 70 миллиардов относится к учету научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Большое количество нарушений по Федеральному дорожному агентству - 11 миллиардов, министерству образования - 10 миллиардов, министерству транспорта - 9,5 миллиарда.
Почему не удается избавиться от застарелой проблемы, когда субсидии на то же сельское хозяйство доходят до получателей лишь в конце года, и не только в этой отрасли? Как от этого избавиться? С кого спросить? Планируются перемены в 2016 году?
Татьяна Голикова: В значительной степени это зависит от громоздкости системы построения субсидий, особенно предназначенных бюджетам регионов. В 2015 году в федеральном бюджете для регионов было предусмотрено 92 субсидии. В 2016 году ситуация, как мы видим по утвержденному бюджету, не меняется. При этом на 1 декабря 2015 года не перечислялись бюджетные средства по 5 субсидиям. Расходы по ним, между прочим, предусмотрены в сумме 1,4 миллиарда рублей.
Решение о реформировании субсидиарной поддержки регионов давно назрело.
Мы предлагаем сократить количество субсидий и консолидировать их в единые отраслевые субсидии. Кроме того, утверждать распределение субсидий законом о бюджете. Это позволит не только сократить административные процедуры, но и оптимизировать затраты.
Высок уровень коррупционных рисков при использовании федерального имущества для оказания платных услуг населению. Можно искоренить эту ситуацию?
Татьяна Голикова: Ситуация, когда бюджетные учреждения используют имущество, переданное им государством для оказания бесплатных социальных услуг населению в коммерческих целях, ненормальна.
Действительно, мы фиксируем рост доходов от платных услуг в сфере обеспечения государственных заданий. Понятно, что часть этих доходов направляется на выплату заработной платы и иные цели. Однако часть остатков по платным услугам остается и на конец финансового года не используется. Так, федеральные бюджетные учреждения "заработали" в 2015 году порядка 570 миллиардов рублей, из них 79,5 миллиарда оказались неиспользованными. По сути, эти деньги они тратят по своему усмотрению.
Тарифы по платным услугам в основном растут в сфере образования и здравоохранения. Такую ситуацию мы наблюдали в этом году, например, по ряду крупных медицинских организаций.
Думаю, что в новом году объем средств от внебюджетной деятельности вырастет еще больше. Это связано с тем, что в условиях недостатка бюджетных ресурсов бюджетные учреждения стараются наращивать объемы платных услуг. Мы намерены обратить особое внимание на данную проблематику.
Вы предложили руководству Общероссийского народного фронта подготовить предложения по темам проверок, которые Счетная палата включит в план работы на 2016 год. Рассматриваете ли вы такие заявки по проверкам от других организаций? Что является критерием отбора?
Татьяна Голикова: В своей работе Счетная палата уделяет приоритетное внимание формированию федерального бюджета и его исполнению. Это наша прямая компетенция и ответственность.
Что касается отдельных тем или объектов плана, то основой для их включения в план в соответствии с законом являются поручения президента, постановления Совета Федерации и Госдумы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы. Но это не означает, что одни и те же объекты проверяются ежегодно. Мы стараемся выдерживать интервал года два, если нет иных поручений. С 2015 года мы проводим более широкие контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, охватывающие большее количество объектов. Это позволяет получать детальное и системное представление о ситуации в той или иной сфере.
Президент страны, премьер, все говорят, что надо перетерпеть это трудное время, ужаться, а потом будет легче. А вам лично, Татьяна Алексеевна, пришлось от чего-то отказаться, какие коррективы внес в вашу жизнь кризис?
Татьяна Голикова: Вы знаете, кризисный период, безусловно, прибавляет работы. Чем жестче условия, тем более высокие требования предъявляет президент, коллеги из Госдумы и Совета Федерации, опять же усиливается взаимодействие по линии правительства. В этом смысле к Счетной палате сейчас повышенные требования. Поэтому отказываться приходится, я бы сказала, от большой части личного времени.