Владимир Путин назвал причины кризисов в мире

Объединяться в борьбе с общими вызовами, а не объявлять друг друга врагами призвал Запад президент Владимир Путин в интервью немецкому изданию Bild. Запись состоялась в Сочи 5 января.

Глава государства объяснил, почему в мире сейчас столько войн и кризисов. "25 лет назад Берлинская стена пала, но раскол Европы не был преодолен, невидимые стены просто были передвинуты на восток. Это создало предпосылки для будущих взаимных упреков, непонимания и кризисов", - считает он.

Тогда говорили о том, что НАТО не будет расширяться на восток, напомнил президент. Он передал содержание ранее не опубликованных бесед советского руководства с немецкими политиками: к примеру, Эгон Бар призывал создать союз в центре Европы.

"Мы тысячу раз слышали как мантру, повторяемую нашими американскими и европейскими политиками: страны имеют право выбирать сами способ обеспечения своей безопасности", - продолжил Путин. Но страны имеют также право принимать решение расширять свою собственную организацию и не расширять. И ведущие члены НАТО могли бы сказать, что не собираются этого делать.

После развала СССР, когда исчез второй центр силы, "возникло желание получить полное удовольствие от своего единоличного пребывания на вершине мировой славы, власти и благополучия", - отметил глава государства. И не было желания обращаться к международному праву. "Хотели царствовать. Уселись на этот трон. И что дальше? Теперь мы обсуждаем кризисные ситуации, - заметил он. - А если бы сделали так, как предлагал старый умный немец, господин Эгон Бар, создали бы нечто новое, объединяющее Европу, и кризисов бы этих не было".

Кроме расширения НАТО на восток, возникла и система ПРО. Подписаны двусторонние соглашения с Турцией, Румынией, Польшей, Испанией.

"Мы активно возражали против того, что происходило, скажем, в Ираке, в Ливии, в некоторых других странах", - напомнил Путин. Никто не слушал: наоборот, считали, что Москва занимает антизападную позицию. "А сейчас, когда вы имеете сотни тысяч, уже миллион беженцев, как вы думаете, у нас позиция была антизападная или прозападная?" - спросил он.

Президент не скрывал и ошибки России: "Мы не заявляли о своих национальных интересах, а нужно было делать это с самого начала. И тогда, может быть, мир был бы более сбалансированным".

После распада СССР возникли сложные процессы внутри России: сокращение промышленного производства, развал социальной системы, сепаратизм и атака международного терроризма. "Конечно, мы сами в этом виноваты, что там говорить, здесь некого винить", - добавил глава государства. Но очевидно, что международный терроризм использовался в борьбе против нашей страны, антигосударственным силам оказывали поддержку, иногда даже вооруженную. "В этот момент мы осознали, что разговоры разговорами, а геополитические интересы ‒ это совершенно другое дело", - заметил он.

В основе отношений России и Германии - симпатия двух народов. Несмотря на попытки испортить их с помощью антироссийской пропаганды. "В Германии очень сильное зарубежное влияние на СМИ, прежде всего из-за океана", - констатировал Путин.

Товарооборот с ФРГ упал в два раза, но отношения сохраняются, лидеры постоянно встречаются и разговаривают по телефону. Канцлер Ангела Меркель - очень искренний и профессиональный человек, и уровень доверия - очень высокий, сказал президент. Он объяснил, что когда в 2007 году Меркель приезжала на переговоры в Сочи, он не знал, что она боится собак: "Мне, наоборот, хотелось ей сделать приятное, когда я ей показал свою собаку. Я потом объяснился с ней и извинился за это".

Глава государства опроверг предположения, что есть "два Путина": один ‒ молодой, до 2007 года, который заявил о солидарности с американцами и дружил со Шрёдером, и "другой" - с 2007 года. "Я никогда не менялся, - сказал он. - Во-первых, я и чувствую себя молодым сегодня. Я был другом Шрёдера, я и остаюсь другом Шрёдера".

"Да, тогда, 11 сентября, я был первым, кто позвонил президенту Бушу и выразил ему свою солидарность. И мы готовы были сделать все для того, чтобы вместе бороться с терроризмом. Сейчас, когда произошли теракты в Париже, я также разговаривал, а затем встречался с президентом Франции", - напомнил Путин. "Если бы тогда прислушались к Шрёдеру, прислушались к Шираку, прислушались бы ко мне, может быть, и не было бы сегодняшних террористических актов в Париже, потому что не было бы такого всплеска терроризма на территории Ирака, Ливии и других стран Ближнего Востока", - убежден он.

Россия по-прежнему хочет объединить усилия всех государств в борьбе с терроризмом, преступностью, торговлей людьми, в борьбе за сохранение окружающей среды. Но это не значит, что каждый раз нужно со всеми соглашаться. "И если наша позиция кому-то не нравится, то не самый лучший способ каждый раз объявлять нас врагами, - объяснил президент. - Может быть, лучше послушать иногда, критически переосмыслить, в чем-то согласиться и поискать общие решения?".

Глава государства снова ответил на вопрос про Крым. "Мы не воевали, не оккупировали никого, нигде не стреляли, ни один человек не погиб в результате событий в Крыму... Мы использовали Вооруженные Силы только для того, чтобы сдержать находившихся там двадцать с лишним тысяч военнослужащих Украины от вмешательства в свободное волеизъявление людей, проживающих там", - напомнил он. Жители полуострова захотели быть в составе России. "Для меня важна не территория и не границы, а судьбы людей", - добавил Путин. Нужно уважать друг друга и "придерживаться одинаковых правил, а не менять их каждый раз, как выгодно кому бы то ни было", - подчеркнул президент, напомнив про Косово.

Отношения между государствами строятся не как отношения между людьми. "Я не друг, не невеста и не жених, я президент РФ", - заметил Путин, добавив, что обязан отстаивать интересы 146 миллионов человек. "Мы готовы это делать не конфронтационно, мы готовы искать компромиссы, но, конечно, на базе международного права, единообразно всеми понимаемого", - добавил он.

"Наполеон как-то сказал, что справедливость ‒ это воплощение Бога на земле. Вот воссоединение Крыма с Россией ‒ это справедливое решение", - отметил глава государства. А реакция западных партнеров была ошибочной и направлена не на поддержку Украины, а на сдерживание роста возможностей России. Санкции, по мнению Путина, решение глупое и вредное. А от падения цен на нефть есть и позитив. Так, впервые за многие годы значительно вырос объем экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Сохраняется высокий уровень резервов. "Мы считаем, что мы постепенно будем выходить все-таки на стабилизацию и на подъем экономики", - уверен президент.

"Все говорят о том, что нужно обязательно исполнить Минские соглашения, и тогда можно пересмотреть вопрос о санкциях", - заметил глава государства. По его словам, это "приобретает характер театра абсурда". "Нельзя требовать от Москвы то, что должен сделать Киев", - подчеркнул он. Например, конституционной реформы.