Сергей Женовач приступил к постановке "Мастера и Маргариты"

В прошедшем году режиссер Сергей Женовач стал лауреатом премии имени Александра Солженицына. Награда досталась режиссеру по заслугам. Худрук "Студии театрального искусства" не раз был отмечен строгим жюри "Золотой маски", поставил со своими актерами не один яркий спектакль по русской классике - по Достоевскому, Гоголю, Лескову, Булгакову, Венедикту Ерофееву... А осенью неожиданно поставил оперу Чайковского "Иоланта" на сцене Большого театра.

В Большом театре прошла премьера оперы "Иоланта". Этот ваш поход в Большой театр, новый для вас опыт - чем он был вам интересен?

Сергей Женовач: Все началось с того, что возникло предложение от Владимира Ивановича Федосеева, который пришел к нам на спектакль. Он давно хотел как-то сотрудничать, но мы с ним не были знакомы. Владимир Иванович предложил интересное сочетание - попробовать в один вечер сыграть симфоническую сюиту "Щелкунчика" и "Иоланту". Это была как бы мечта Петра Ильича Чайковского, чтобы не балет, а именно сюита игралась в один вечер с "Иолантой". И вот возникла такая затея. Потом было официальное предложение от директора Большого театра Урина Владимира Георгиевича. Было интересно, потому что это совсем другой театр. Большой театр - это другой дом, творческая история совсем другая. Там возникают сложности, незнакомые драматическому театру. Другая специфика, другая история, все другое. Но из этого и состоит наша работа - из преодоления.

Вы начали работу и над "Мастером и Маргаритой", уже в своем театре. За Булгакова многие брались - и у вас идут его "Записки покойника". Но "Мастер и Маргарита" всегда стоит особняком.

Сергей Женовач: Мы заявили несколько работ на перспективу, ближайшие две, которые мы начинаем репетировать, - это замечательная, тонкая, умная повесть Виктора Некрасова "Кира Георгиевна" и роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Я недавно закончил инсценировку по роману Булгакова, это оказалось непросто, прежде всего потому, что это произведение очень известное и всеми любимое, у каждого читателя есть свое отношение к нему, есть свои взгляды, есть свои, не побоюсь этого слова, штампы восприятия. В каждом популярном произведении зритель знает, как должен выглядеть, скажем, Хлестаков, Чацкий. Как должна выглядеть Маргарита и как - кот Бегемот...

Роли уже распределили?

Сергей Женовач: Нет, еще не все распределено, нам важно развести артистов на два спектакля. Кто-то из них будет занят и там, и там. Труппа у нас небольшая, нужно учитывать занятость людей и в то же время их свободное время.

Спрошу вас почти как Воланда - зритель сильно меняется год от года?

Сергей Женовач: Каждый театральный организм ищет своего зрителя. И поиск этот не завершается за год, два или три. Люди читают анонсы премьер, реагируют на рекламу, но самое сильное средство, как ни странно, - "сарафанное радио" - советы тех, кому доверяешь. А посмотрев спектакль, зрители приходят второй раз, третий, начинают следить за афишей. Чем больше играешь спектаклей, тем больше возникает своих зрителей. Это очень важно - работа для своего зрителя. К счастью, свой зритель у нас есть.

А как же на гастролях - там-то зритель, которого вы не назовете "своим".

Сергей Женовач: Когда выезжаешь, есть такое понятие у театральных людей: "брать город". Надо обязательно проводить репетицию, чтобы привыкнуть к новому сценическому пространству. Что-то даже изменить, что-то добавить, уточнить. Гастроли театра - это творческая работа. Стараемся, чтобы по уровню и качеству все выездные спектакли были такими же, как и у себя дома.

Но вы же не часто выезжаете куда-то...

Сергей Женовач: Несколько лет вообще не выезжали - гастроли в нашем театре редки из-за финансовых вопросов. Но в этом сезоне удалось спланировать поездки - мы были в Воронеже в гостях у Камерного театра, у замечательного режиссера Михаила Владимировича Бычкова, играли "Самоубийцу" Николая Робертовича Эрдмана. Они построили театр благодаря губернатору Алексею Гордееву, кстати, однофамильцу нашего мецената. Мне кажется, город Воронеж вообще "задышал" культурой - "Международный Платоновский фестиваль", сейчас Михаил Владимирович придумал фестиваль "Пунктир", который мы и открыли спектаклем "Самоубийца". Очень гордимся, что когда шло строительство Камерного театра, директор и Михаил Владимирович приезжали к нам в "СТИ", знакомились с пространством и устройством нашего театра.

То есть вы с воронежским Камерным театром теперь театры-побратимы?

Сергей Женовач: Да, мы знакомы давно с Михаилом Бычковым, и земляки, оба краснодарцы. Эти гастроли для ребят были очень важны. А кроме этого, мы недавно побывали в Петербурге, играли "Самоубийцу" в рамках международного культурного форума по приглашению "Золотой маски". И в конце января поедем на большие гастроли в Малый драматический театр Льва Абрамовича Додина. Будем играть три наши последние премьеры - "Москва - Петушки", "Записки покойника" и "Самоубийцу". Есть еще предложения от "Золотой маски" - такие вот большие планы.

Вы говорите про финансовые проблемы. А как же сейчас, когда кругом разговоры о кризисе?

Сергей Женовач: Мы - частный театр. У нас был замечательный учредитель Сергей Эдуардович Гордеев, которому мы все очень благодарны за то, что он нам дал возможность делать спектакли, построил такой замечательный дом, который мы все любим. Но человек не может всю жизнь вести театральное дело, у него есть своя жизнь, интересная, увлекательная, он сейчас занимается строительством и другими вещами. А мы хотим остаться частным театром. То есть мы теперь будем жить не на средства одного человека, а на средства разных людей, тех, кто захочет с нами дружить. И такие люди находятся. Нам и раньше помимо основного мецената, учредителя, и другие люди помогали, и государство. И сейчас вот министерство культуры выделило деньги на новый спектакль, на постановку спектакля по Булгакову. Так что мы продолжим эту игру, игру частного театра. Будем существовать из разных источников финансирования. Тем более что мы единственный частный репертуарный театр. Надеюсь, будем продолжать то, что делали всегда.