- Победу в конкурсе мы засчитываем как дополнительные баллы к школьному портфолио, - говорит руководитель программы "Современная космонавтика" МАМИ Александр Шаенко. - В 2015 году в "Орбите" участвовало около двух тысяч ребят. Теперь хотим добиться того, чтобы талантливые школьники - финалисты конкурса при поступлении в вузы получали реальные льготы.
Первый этап - онлайн. Команды решают конкретную задачу: допустим, "посадить" космические аппараты на Луну, Марс и Венеру. Причем учитываются реальные физические параметры - плотность атмосферы, скорость и т.д. Потом финалисты собираются уже в университете: и вуз превращается сначала в конструкторское бюро, а затем - в центр управления полетами. Ребята собирают аппараты из элементов, созданных резидентом "Сколково", который, кстати, запустил первый частный российский микроспутник дистанционного зондирования.
- Учебный аппарат подвешивается рядом с "Землей" - глобусом высотой с человека - и закручивается на специальном подвесе. Спутник должен автоматически стабилизироваться, передать телеметрию в ЦУП и сфотографировать заданный участок "земной" поверхности, - рассказывает технический директор резидента Станислав Карпенко. - Для этого ребята пишут специальную программу, используют солнечные датчики, датчики угловой скорости и ориентации, магнитометр, двигатель-маховик...
Любопытно, что в этом конкурсе могут участвовать не только школьники, но и студенты первых-вторых курсов. В прошлом году в университете машиностроения открылся бакалавриат по современной космонавтике.
- Пока большинство запущенных российскими вузами спутников весьма условно можно назвать студенческими, - замечает Александр Шаенко. - Они разрабатываются и изготавливаются в основном на профильных госпредприятиях. Мы же хотим, чтобы у студентов появился реальный опыт космической работы.
Резиденты "Сколково" не только читают ребятам лекции, но и разрабатывают для них оборудование: модельные стенды движения объектов в невесомости, микроспутниковые системы и датчики, бортовые навигаторы и комплексы управления.
- Сейчас в мире запускаются сотни малых космических аппаратов в год, их число растет по экспоненте, - поясняет Станислав Карпенко. - Ведущие мировые университеты участвуют в "буме" микроспутников, и наша задача - перенять опыт их создания силами студентов. Более того, начинать нужно даже не с университетов, а со школы.
Куда пойти школьнику, если он "живет" космосом? Кружки робототехники в России есть в каждом крупном городе, а вот космические центры дополнительного образования пока редкость. Где-то с детьми занимаются инициативные школьные учителя, где-то такие центры при вузах. Как, например, аэрокосмическая школа при Самарском государственном аэрокосмическом университете.
Чтобы решить эту проблему, Агентство стратегических инициатив при поддержке минобрнауки запускает детские технопарки: с 2018 по 2020 год они должны появиться в 20 регионах. В Новосибирске такой центр, в частности, появится на базе планетария. А первые технопарки протестируют в Татарстане, Московской области, Алтайском крае и ХМАО.
В Ханты-Мансийске и Нефтеюганске два детских технопарка - "Кванториума" заработали еще в ноябре. Начиная с 7-го класса школьники могут заниматься здесь в учебных автомастерских, нано-, робо- и нейролабораториях, IT-центрах. Есть и образовательная программа, посвященная космосу, - "Космоквантум", представленная в прошлом году на МАКСе. По ней ребята учатся конструировать ракеты-носители, микроспутники и тестировать их на моделирующих стендах...
В технопарках стоит система приема спутниковых данных: ребята могут "ловить" информацию от 50 космических аппаратов. Например, с российского спутника "Метеор-М" можно получать данные о погоде, циклонах.
Такие системы легко установить в любой школе. Выглядит работа с нею примерно так: на экране карта мира, размеченная волнообразными линиями - трассами, по ним движутся точки. Это спутники, которые можно "поймать" с помощью антенн, похожих на пару больших спиральных венчиков от миксера. Выносишь их на крышу, соединяешь кабелем с небольшой коробочкой-приемником, компьютером - и центр начинает работать. Распаковкой сигнала, обработкой данных занимается специальная программа.
Алла Вучкович, заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике Объединенной ракетно-космической корпорации:
- Предприятия ракетно-космической отрасли принимают участие в создании детских технопарков в рамках соглашения о сотрудничестве между ОРКК и АСИ. Образовательная программа космического сектора - "Космоквантума" - включает элементы популяризации космонавтики, дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и молодежи. Главная задача - сформировать у них компетенции и навыки, с помощью которых ребята смогут решать сложные инженерные задачи и подготовиться к работе в отрасли. Сейчас в ней выстраиваются механизмы работы с детьми и молодежью, управления талантами от детского сада до работы с молодыми специалистами на предприятиях. Одну из ключевых ролей в этой работе будет играть Корпоративная Академия Роскосмоса.
Справка "РГ"
- Роскосмос постоянно организует для детей научно-практические конференции, форумы, конкурсы, экскурсии. Так, большой резонанс в прошлом году вызвал всероссийский урок "Посадка на Марс", где ребята могли почувствовать себя инженерами ЦУПа. Кроме того, школьников - победителей олимпиад и тематических конкурсов Роскосмос каждый год приглашает на Байконур.
- Турнир "Орбита" - тематическое направление в инициативе "Олимпиада НТИ", поддержанной экспертным советом Агентства стратегических инициатив. Именно эта олимпиада, разработанная в рамках "дорожной карты" Национальной технологической инициативы, будет подана для включения в перечень Минобрнауки.