Изначально смешная, но провозглашавшаяся ставка на "смену режима" через "дворцовый переворот", который был бы спровоцирован недовольством подпавших под санкции олигархов или даже через подстегивание недовольства масс, предсказуемо провалилась. Столкнувшись с жестким внешним давлением, общество и элиты объединились вокруг Кремля. Откололась лишь микроскопическая часть. Еще важнее то, что присоединение Крыма, поддержка повстанцев на Юго-Востоке Украины позволили выполнить программу минимум - создать условия для невозможности дальнейшей экспансии западных союзов на территории, которые Москва считает жизненно важными для интересов своей безопасности. Демонстрация готовности их жестко защищать не прибавила любви к России, но усилила опасения перед ней и соответственно готовность уважать ее интересы. К сожалению, расширение западных союзов пришлось останавливать
не по взаимоуважительной договоренности, но жесткой политикой. Оказалось, что другого языка партнеры понимать не хотят. Теперь идет их привыкание к новой реальности и новым, теперь уже основанным на уважении интересов, правилам игры. Крым почти уже не упоминают. Он остался хотя и в смягченной форм в риторике только Вашингтона и его наиболее послушных союзников в Европе. Новые попытки раскрутить украинский кризис возможны. Но первый тур противостояния и давления Россия выдержала. И в целом в конфликте вокруг Украины политически выиграла. Созданы условия для более здоровых, основанных на взаимном уважении интересов отношениях с западными партнерами. Но это пока только обещание. Завалы недоверия с обеих сторон, прошлых ошибок и иллюзий велики. С обеих сторон сохраняется желание использовать образ внешнего врага для внутреннего объединения.
В 2015 году стал окончательно очевидным, во всяком случае для меня, не только провал системы европейской безопасности в том виде, в котором она сложилась после "холодной войны" : на основе де-факто доминирования Запада, его организаций и политических взглядов. Такое доминирование, неприемлемое для большинства российской элиты, не принесло мира и стабильности на субконтинент. Полагаю, что старая система без ее кардинального переформатирования невосстановима. Даже в случае активизации ОБСЕ. Сужу в том числе и исходя из годичного опыта работы в "Группе мудрецов" ОБСЕ, призванной предложить обновление системы евробезопасности в качестве "общего проекта". Несмотря на длительные усилия, почти ничего не получилось.
ОБСЕ - организация, несущая в себе генетическую память "холодной войны". Превратиться в действенный, направленный в будущее инструмент создания постблоковой системы безопасности ей не позволили. В результате в первые двадцать лет после окончания прежней "холодной войны" организация играла по большей части негативную роль. Позволяя притворяться, что на общеевропейском пространстве "все в порядке", сохраняя через постоянные обвинения сторон в нарушении принципов, принадлежавших другой эпохе, дух "холодной войны". Не случайно ОБСЕ оказалась полезной в первый раз только когда угли той недотушенной войны, которые в том числе и оберегала эта организация, вспыхнули вновь на Украине. Тут ОБСЕ пригодилась, став координатором миротворческой миссии. Возможно, в качестве форума для диалога и антикризисного центра организация и сможет выжить еще какое-то время. Но пока не видно признаков реальной готовности западных партнеров с помощью кардинальной перестройки этой организации либо создания альтернативных институтов заполнить зияющий вакуум безопасности, образовавшийся в Европе. Он опасен.
В 2015 году были сделаны важные реальные шаги на пути экономического поворота России на Восток. Заработали территории опережающего развития, обещающие приток российских и иностранных инвестиций. При общем сокращении внешней торговли из-за экономического спада, падения цен на энергоносители, девальвации рубля доля азиатских рынков в ней увеличилась. И обещает расти и дальше, делая структуру внешнеэкономических связей более сбалансированной и выгодной. Договоренность между Россией и КНР о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС потенциально открывает огромные возможности для создания в большой Центральной Азии вместе с прилегающими регионами Сибири и Запада Китая нового центра экономического роста. Но это пока только обещания.
Для их реализации требуются системные бюрократические усилия, которые после подписания договоренностей были почти не видны. Нужны и конкретные проекты.
Безусловным успехом 2015 года для всего мира стало урегулирование иранской ядерной проблемы. Решение которой было бы невозможно без активного и творческого участия российской дипломатии. Удалось не только избежать цепной реакции распространения ядерного оружия в самом нестабильном регионе мира, но и казавшейся еще 2 - 3 года назад весьма реальной войны против Ирана, которая окончательно взорвала бы Ближний Восток, имела бы и глобальные последствия. И теперь можно рассчитывать на конструктивные отношения с потенциально самой мощной державой Среднего Востока.
В прошедшем году было завершено уничтожение сирийского химического оружия. Это еще одно крупное достижение российской дипломатии. Успех был мощно развит, когда Россия, руководствуясь стремлением бороться с исламским терроризмом вдали от своих границ, укрепить свои международные позиции, продемонстрировать новую мощь своих вооруженных сил, предотвратить падение законного правительства и избежать расширения зоны контроля ИГИЛ, увеличить
свои возможности для активного воздействия на ближневосточный кризис, направила свою авиационную группировку в Сирию. Пока все с блеском удалось. Но не устану повторять: ближневосточный кризис безысходен на многие десятилетия. Нужно проявлять крайнюю осторожность, чтобы не оказаться глубоко втянутыми в эту трясину. А желающие помочь есть. И нужно иметь мужество быстро уйти, если такая опасность появится. И готовить к такой возможности общество.
Взаимодействие по Сирии помогло снизить накал в долгосрочном плане невыгодной конфронтации с Западом, усилить в отношениях с ним элементы взаимодействия. Но конфронтация не снята и не будет снята в ближайшем будущем в силу в том числе и внутренних для него причин: часть элит, особенно в Европе, считает необходимым иметь внешнего врага для внутренней консолидации. Часть стремится взять реванш за провал последних десятилетий. Часть пытается спасти старый расползающийся миропорядок, правила которого в значительной степени диктовал Запад и которые были ему выгодны. В 2015 году уже почти вся российская элита поняла, что противостояние с Западом надолго и неслучайно, что России придется жить в иной реальности, чем предполагали прекраснодушные мечты об интеграции с Западом при сохранении независимости и суверенитета. Они превалировали в российском политическом классе чуть ли не до конца 2000-х гг.
Это осознание, правда, не привело пока к необходимой кардинальной смене вектора экономического и социального развития, жесткой ориентации государства, буржуазии и общества на экономическое развитие и рост. А ведь надеждой на такое изменение политики питались многие из тех, кто поддержал резкую смену внешнеполитического курса в 2014 году. Один из главных побудительных мотивов политики внешнего давления расчет на то, что продолжение экономической стагнации рано или поздно заставит Москву отступить, если не капитулировать. Такие опасения сдерживают и союзников, и друзей, например, в Китае, где опасаются, что Россия вернется к курсу 1990-х гг.
Итак, российская политика во внешнем мире была успешной на большинстве направлений. При всех маневрах она была стратегичной и последовательной. Ей удалось перевести соревнование за международные позиции в те сферы, где Россия сильнее - военно-политическую, борьбу мозгов и воли. Можно поздравить наших дипломатов, военных, политическое руководство, всю нашу страну, которую они представляют. Но праздновать еще рано. В конечном итоге почти всегда, но особенно в современном мире возможности и влияние страны определяются экономической мощью, технологическим уровнем, качеством человеческого капитала.
Хотя, разумеется, качество руководства тоже играет немалую роль. Пример от обратного. В начале 2000-х гг. США были бесспорным экономическим и технологическим лидером, превосходили чуть ли не весь мир вместе взятый по военным расходам, были во многом и моральными лидерами. Но эти преимущества растранжирили в том числе и из-за скверного руководства, головокружения от успехов, приведших к участию в проигрышных войнах, откладыванию необходимых экономических реформ, накоплению долга.
Российская элита и руководство пока не воспользовались конфронтацией, подъемом патриотизма для внутреннего, прежде всего экономического, возрождения на любых, хоть либеральных, хоть антилиберальных рельсах. Вернее, на их сочетании. А без него нынешние блестящие достижения внешней политики удержать будет все труднее.