По инициативе вице-губернатора Игоря Скобелева власти создали этому кооперативу все необходимые условия. На аукционы выставляли не один огромный лот, включающий в себя закупку нескольких видов продукции (на такое способен лишь мощный поставщик), а несколько узкопрофильных. Однако в них приняло участие лишь единственное местное сельхозпредприятие. Оно сумело выиграть по ряду позиций, но в остальном все осталось как прежде: поставлять картошку, морковь, капусту и прочее продовольствие в лечебные, учебные и социальные учреждения будут не смоленские фермеры, а предприниматели, перепродающие продукцию, выращенную чужими руками.
Причин тому, пожалуй, несколько. Реализация урожая всегда была для мелких сельхозпроизводителей самой больной проблемой - во многом потому, что самим заниматься этой работой некогда, а специальных инструментов или структур, которым можно доверить эту задачу, в регионе нет. Раньше фермерам удавалось пристраивать продукцию в областные бюджетные учреждения. Госконтракт служил некой гарантией того, что урожай не сгниет в хранилищах. Однако законодательство изменилось, закупки теперь проводятся по новым правилам на электронных аукционах, и многие фермеры, не пользующиеся ни Интернетом, ни тем более электронной подписью, потеряли буквально весь сбыт. По итогам 2014 года почти 70 процентов сельхозпродукции общей стоимостью чуть менее 60 миллионов рублей в госсектор поставили две индивидуальные предпринимательницы и одна частная фирма. При этом никто из них ничего не производит - это обычные перекупщики.
Весной прошлого года 16 смоленских фермеров объединились в кооператив, чтобы самостоятельно участвовать в госзакупках. Такому предприятию гораздо проще решать проблемы, неподъемные для отдельного фермера, - и с получением кредита, и с привлечением господдержки, да и переговоры с ретейлерами вести удобнее. Председателем стал молодой бизнесмен Антон Ковтунов, увлеченный проблемой кооперации аграриев настолько, что посвятил этой теме кандидатскую. Госзаказчик виделся ему основным потребителем продукции (50 процентов), причем добиться этого показателя он считал возможным уже с нынешним урожаем. Доля продаж по прямым договорам, по его расчетам, должна была составить около десяти процентов, ретейла - 5-10, продаж в кафе и рестораны - около трех, торговли на ярмарках - один-два, крупных престижных магазинов - один. Плюс на собственную розницу председатель отводил еще один-два процента.
Возможно, виной всему то, что создавался кооператив в спешке, уже в ходе сельскохозяйственного сезона, но поставленные задачи не выполнены.
- Можно честно сказать: члены кооператива сработали хорошо, собрали большой урожай картофеля, капусты, свеклы, - рассказал Антон Ковтунов. - Одна из тех причин, которая помешала нам в 2015-м году добиться успеха: себестоимость продукции у фермеров Брянской области была практически в два раза ниже. И на внешних рынках мы оказались совершенно неконкурентоспособными: пытались продавать крупный картофель по 10-11 рублей за килограмм, а брянцы - по 5,5-6. То же самое и по другим видам продукции.
По мнению Антона Ковтунова, дело вовсе не в том, что коллеги на Брянщине умнее или удачливее. Дело в умелом управлении и продуманных финансовых решениях. Поскольку рынок мегаполисов оказался для смолян недоступен, оставалось сосредоточиться на региональном - участвовать в аукционах на поставки в бюджетные учреждения, закладывать продукцию в хранилища, чтобы дождаться более привлекательных цен и так далее.
- Я столкнулся с вопиющим фактом: 80 процентов наших фермеров понятия не имеют, какова себестоимость их продукции, они никогда ее не считали и не берутся за это, - говорит Антон. - Кроме того, смоляне из-за недоверия друг к другу оказались неспособны объединиться ради общей цели и выработать хоть какие-то общие, устраивающие всех условия, с которыми можно идти на аукцион. Кроме того, за три дня до торгов администрация Смоленской области провела мониторинг и резко снизила закупочные цены на сельхозпродукцию для бюджетных учреждений по сравнению с прогнозной. Начальная цена картофеля опустилась до 12 рублей, и за эти деньги мы должны были еще и обеспечить доставку продукции в конкретное учреждение. Но за эти деньги фермеры населению с поля картошку в этом году продают! То же касалось других овощей. А сколько мы можем позволить себе скинуть от начальной цены - неизвестно, поскольку не знаем себестоимости. Я собрал фермеров, рассказал им о новых закупочных ценах, и они участвовать в аукционах отказались.
Критиковать за это фермеров трудно. На аукционе им пришлось бы столкнуться с предпринимателями-перепродавцами, которые успели заполнить свои склады продукцией с той же Брянщины по 5-6 рублей, и, конечно, прибыль в 1-2 рубля с килограмма их абсолютно устраивала. Смоляне же демпинговать просто не могли…
Общей причиной нынешней неудачи кооператива, по мнению Антона Ковтунова, является отсутствие культуры и знаний у его членов, этакая дремучесть, которая выражается, прежде всего, в недоверии друг к другу и к людям, предлагающим что-то новое. За полтора десятка лет фермеры привыкли к определенным методам работы, очевидно неэффективным, но понятным. Они охотно жалуются, клянут власть, но не готовы предпринять что-то существенное для того, чтобы изменить ситуацию. Иными словами, идея объединения попала на неподготовленную почву и не принесла плодов.
Сейчас кооператив разрабатывает проект информационно-консультационного центра, задачей которого станет просвещение фермеров - и действующих, и начинающих. Антон Ковтунов верит, что такие появятся. А еще надеется на приезжих людей, которые сознательно оставили столичную жизнь ради работы на земле и приезжают в регион с четко продуманными планами и интересными идеями. Таких на Смоленщине становится все больше.
Алина Гавриченкова, глава КФХ "Вевас", председатель Ассоциации фермеров Смоленской области:
- Что касается овощей и особенно картофеля, то в регионе нужны логистические центры, куда мелкие крестьяне и фермеры, у которых нет складских помещений, могли бы отвозить свою продукцию. Сейчас очень сильно упали закупочные цены из-за того, что все ждут морозов. Те, кто имеет складские помещения, но не производит продукцию, берут картофель у нас по цене не выше 5-6 рублей. То есть горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений подорожали, а цена на картошку с прошлогодних 10-12 рублей опустилась! Есть очень много детских садов, домов-интернатов, школ, больниц и прочих бюджетных учреждений, которым мы готовы поставлять свою продукцию и которые ждут ее от нас, но пока четкого взаимодействия не сложилось.