В Башкирии стартовал первый проект Фонда развития моногородов

Под занавес 2015 года федеральный Фонд развития моногородов (ФРМ) одобрил заявку на софинансирование инженерной инфраструктуры маслоэкстракционного завода в селе Маячный. В начале 2016 года руководитель ФРМ Илья Кривогов и глава Башкортостана Рустэм Хамитов подпишут соответствующее соглашение. О значении этого события для такого моногорода, как Кумертау, и в целом для региона в беседе с корреспондентом "РГ" рассказал министр экономического развития Республики Башкортостан Сергей Новиков.

Сергей Владимирович, на что конкретно даются деньги?

Сергей Новиков: Исключительно на проект, вернее на строительство инфраструктуры нового предприятия. По условиям соглашения, Фонд выделит 313 миллионов рублей, республиканский бюджет - 64 миллиона рублей. Обычно деньги вкладывают по принципу 95 и 5, где основные средства выделяет Фонд, остальное - регион. У нас же соотношение иное: порядка 80 на 20. И дело не в том, что мы недоработали, просто регион взял на себя обязательства построить очистные сооружения, которые на 60 процентов будут использоваться для потребностей завода, а на 40 - села Маячный. Для республики это очень важно, поэтому мы сознательно изменили условия софинансирования.

Можно ли считать данный проект знаковым для развития не только Кумертау, но и других моногородов Башкортостана?

Сергей Новиков: Безусловно. История с Кумертау - это пока наш первый опыт. Однако из шести моногородов, имеющихся в республике, только два могут претендовать на получение поддержки Фонда - Кумертау и Белебей. Пока пальма первенства у Кумертау, благодаря активности главы города Бориса Беляева, который всесторонне поддерживает инвестора.

По оценке Агентства стратегических инициатив, успех бизнес-климата на 90 процентов зависит от местной власти. Наше министерство лишь помогает выстроить взаимоотношения с Фондом, подготовить необходимый пакет документов, просчитать экономическую эффективность. Фонд же при оценке проекта смотрит в первую очередь на то, какую помощь готов организовать муниципалитет инвестору, и насколько заинтересована региональная власть, в том числе - своим участием в софинансировании. В Кумертау все эти составляющие сложились более чем благополучно: крупный и надежный инвестор, активный глава города, которому небезразлична судьба людей, живущих на подведомственной территории, ну и, естественно, серьезный подход руководства республики к вопросу привлечения инвестиций.

Каковы перспективы у других "проблемных" территорий?

Сергей Новиков: У каждой своя. Кумертау и Белебей, например, мы видим территориями опережающего развития (ТОР), где будет введен льготный режим налогообложения для предпринимателей. Мы сознательно идем на такой шаг, понимая, что без послаблений бизнес туда не придет. Это та ощутимая поддержка, которая позволяет работать эффективно, своего рода инвестиционный старт-ап. Начнем на примере Кумертау, а затем растиражируем этот опыт.

Судьбу города Агидель рассматриваем с точки зрения развития порта. К примеру, недавно презентовали его возможности в Иране и увидели заинтересованность местных бизнесменов, так как от порта Агидель до Ирана грузы можно довезти за семь дней. Будем искать "стартовые" позиции и для других моногородов.

Вливая в это бюджетные деньги? Такие истории - когда республика сама выступала в роли инвестора того или иного проекта или предприятия - мы все уже видели. И практика показывает, что это печальный опыт...

Сергей Новиков: Совершенно согласен. Можно привести немало примеров, когда вкладывались бюджетные средства, но ничего, кроме понесенных затрат, республика не получила.

Мое глубокое убеждение: государство не должно участвовать в экономике предприятия, оно может лишь соинвестировать, помогать инструментами развития, но управлять должно только социальной сферой. Мы можем помогать инвестору финансовым плечом - в виде гарантий, залоговых фондов, предоставлять налоговые или иные преференции. Но не быть партнером, не стремиться взять на себя функции управленца. Сегодня нам вместе с инвестором надо искать варианты софинансирования. На рубль государственных вложений должно приходиться 10 частных. Только тогда любой проект будет рентабельным и выгодным.

Однако далеко не все инвесторы добросовестны. На слуху - распиаренные проекты, авторы которых куда-то делись, а вместо крупных производств - все то же чистое поле...

Сергей Новиков: Мы собираемся провести независимый аудит всех приоритетных инвестпроектов. Их у нас около 70. Заниматься этим будут банковские эксперты. На мой взгляд, их оценка - наиболее объективная, так как они в первую очередь заинтересованы в выгодных вложениях. Если они скажут, что готовы финансировать, то и мы подключимся. Если отвергнут, значит, проект несостоятелен.

Кроме того, сейчас мы пересматриваем взаимоотношения с инвесторами. Ничто не укрепляет веру в него, как стопроцентная предоплата. Часто инвестор приходит просить помощи. Мы не против, но покажи, что ты уже сделал? Приезжаем на место, а там ничего нет. Почему Фонд взялся финансировать проект завода в Кумертау? Да потому что строительство идет полным ходом. Инвестор уже вложил более миллиарда рублей собственных средств. В этом году завод даст первую продукцию.

Глава республики Рустэм Хамитов неоднократно говорил, что надо активнее привлекать инвесторов, но как это сделать?

Сергей Новиков: В этом вопросе мы вынуждены конкурировать с другими регионами за инвестора. И ему важна серьезность наших намерений. Проведу аналогию. Когда вы ведете ребенка в школу, то, естественно, интересуетесь: сильный ли учитель, многое ли он может дать вашему чаду? Инвесторы тоже общаются между собой и интересуются: а как там власть, адекватная? Авторитет власти - основа развития региона. И нас очень радует, что республику в этом отношении оценивают достойно: предприниматели из соседних областей приходят и вкладывают свои средства в нашу экономику. Следовательно, авторитет у инвесторов Башкортостан заработал.

Сергей Владимирович, каков объем инвестиций, привлеченных в основной капитал за прошлый год?

Сергей Новиков: Пока точной цифры нет, но по итогам девяти месяцев мы шли с плюсом 7,3 процента. По итогам года ожидаем плюс 4,3 процента.

Не будет ли в следующем году неприятных сюрпризов в виде резкого снижения этих показателей, ведь наверняка рост инвестиций в 2015-м был обусловлен подготовкой к проведению саммитов ШОС и БРИКС?

Сергей Новиков: Такая ситуация исключена. Мы сформировали прогноз на 2016 год по трем сценариям. Даже по пессимистичному сценарию ожидается рост. Прогноз строится на основании инвестиционных планов предприятий. Мы знаем, кто будет вкладывать и в каких объемах. Что касается строительства тех же гостиниц к саммитам, то объем вложений там составил около девяти миллиардов рублей, а в целом по республике - свыше 300 миллиардов рублей. Думаю, это весьма убедительно. Более того, скажу, что точность наших прогнозов относительно инвестиционных показателей высока. Предварительные итоги 2015 года позволяют говорить, что отклонения от планов незначительные, причем в сторону роста.

Конечно, сейчас сложная макроэкономическая ситуация. И в наступившем году нам предстоит как никогда серьезно работать над развитием собственного потенциала. Сейчас внесены изменения в оценку деятельности органов власти. Одним из ключевых является темп роста доходов бюджета. Он оказывает 80 процентов влияния на оценку нашей работы, так как косвенно отражает динамику инвестиций - сколько денег пришло в экономику, сколько новых проектов реализовано, сколько дополнительных налогов поступило в казну. Поэтому мы и бьемся за инвестора. Активного, инициативного.

Но административные препоны, к сожалению, никуда не делись, а пока предпринимателям чинят препятствия, ни о какой инициативе от них не может быть и речи.

Сергей Новиков: К сожалению, у нас такие случаи еще есть, но экономическая ситуация требует современных подходов. Сейчас большинство муниципалитетов возглавили очень энергичные люди, которые понимают это и стараются помогать предпринимателям.

Недавно я побывал в Туймазинском районе на небольшом семейном предприятии. Много лет назад оно начиналось с фасовки семечек, а сегодня развивает производство кондитерских изделий. География поставок дошла до Азербайджана и Таджикистана, планируют расширяться и дальше. И таким инициативным людям, которые, собственно, и двигают экономику, мы будем помогать.

Компетентно

Борис Беляев, глава администрации города Кумертау:

- Для нашего города, где экономически активное население составляет 34 тысячи человек, строительство нового предприятия имеет большое значение. Здесь будут созданы новые рабочие места, что в известной степени снимет напряжение на рынке труда, обеспечит достойную заработную плату и поступление налогов в местный бюджет. Мы первый в республике муниципалитет, получивший помощь Фонда развития моногородов в строительстве инфраструктуры нового завода. Это будет сигналом для других крупных инвесторов, означающим, что в Кумертау можно реализовывать свои проекты, получать финансовую поддержку и дальше развивать бизнес. Более того, статус ТОР (территории опережающего развития) позволит предоставлять резидентам лучшие условия. Он дается на пять лет, и за этот период мы планируем сделать максимум, чтобы уйти от монопрофильности, привлечь новых инвесторов и открыть не менее пяти-шести новых производств. Наша задача - за 7-10 лет создать около семи тысяч рабочих мест. Главное - не только остановить миграцию населения и сделать так, чтобы уехавшие захотели вернуться, но и привлечь новые рабочие силы из других регионов. Это обозначит очередную веху в истории Кумертау.

Александр Махров, инвестор:

- Выбор территории для строительства нового маслоэкстракционного завода определялся тем, насколько близко он будет располагаться к источнику сырья. Дело в том, что наш маслозавод в Чишмах находится "на краю огорода", сырье для него завозится за 500 километров, из Оренбургской области, так как объемов выращенного в Башкортостане подсолнечника недостаточно для переработки. Логистика получалась невыгодной. Поселок Маячный, где мы приобрели элеватор, находится на оптимальном расстоянии от других заводов и от источника сырья. Мы начали строить завод на собственные и заемные средства. Но благодаря руководителям города и республики получили неожиданную поддержку в строительстве инфраструктуры по программе развития моногородов. Все эти объекты возвели бы и сами, но не в такие короткие сроки. Программа помогает и нам, и городу, и республике. Проект рассчитан не на один год, в 2016-м мы введем первую очередь, в 2017-м - вторую, затем - с завершением строительства современного элеватора, третью. В результате будет создано более 600 рабочих мест для местных жителей.