Пряник насущный
Волгоградка Альбина Звягина стала зарабатывать на своей любви к кулинарии по совету бизнес-тренера. Тот заставил девушку поклясться, что через два месяца она откроет пекарню. Альбине пришлось все сделать для того, чтобы сдержать слово.
- В четыре года я уже умела печь блины. Мне всегда нравилось возиться с мукой и тестом. К тому же люблю готовить и кормить людей. У меня уже был опыт предпринимательства, но тренер подсказал, что надо заняться тем, что больше всего доставляет удовольствие, - рассказывает Альбина.
Казалось, что производство хлебобулочных изделий - большая морока. Необходимо закупить оборудование, выполнить все нормативы, требуемые санэпидстанцией. Многих такие барьеры пугают. Но все они оказались преодолимы.
Альбина долго думала, на какой именно продукции надо сосредоточиться. Выбор пал на имбирные пряники. Для их выпечки не требуется дорогостоящих ингредиентов, да и сам процесс несложный. В результате себестоимость лакомства оказалась достаточно невысока.
- Имбирные пряники - это традиционное английское лакомство. Я изучала информацию в Интернете, пробовала, комбинировала, что-то убирала из предложенных рецептов, что-то добавляла, - вспоминает Альбина. - В результате мой десерт представляет нечто среднее между козулями (поморская выпечка), пряниками и печеньем.
Для начала девушка предложила попробовать свои кондитерские изделия друзьям и знакомым.
Когда пошли повторные заказы, Альбина решила, что пора выводить продукцию на рынок.
Стартового капитала практически не было, только пять тысяч рублей. Но девушка сразу решила, что кредит брать не будет, а начнет с нуля. Сразу собственную пекарню открыть было трудно. Поэтому Альбина договорилась с руководством ресторана, располагавшегося рядом с ее домом, что повара будут по ее рецептам делать кондитерские изделия. Девушка передала ресторану заготовленные заранее формы для выпечки, помогала украшать пряники и упаковывать их.
Затем начинающий кондитер арендовала помещение в столовой, которая работала лишь первую половину дня. Там было необходимое оборудование, и как только столовая закрывалась, Альбина могла печь пряники до глубокого вечера.
Бизнес потихоньку развивался, и назрела необходимость арендовать отдельное помещение, где можно работать и утром. Доходы уже позволяли это сделать. Холодильник и печь были куплены по объявлению - уже "бэу", но в хорошем состоянии, что также значительно сократило траты.
- Свой цех у меня появился в августе. Теперь у меня работают четыре мастера. Хотя это мой личный бизнес, но муж мне тоже немного помогает, - признается Альбина.
Если ты не Карл Лагерфельд
Ростовчанка Оксана Лебедева разработала стратегию пополнения семейного бюджета, когда ушла в декрет. Она решила действовать по принципу золотой середины - не гнаться за большими деньгами, заниматься бизнесом в удовольствие и в то же время вносить свой вклад в общую копилку.
- Мне хотелось открыть свое дело, только очень сложно найти нишу, в которой ты себя проявишь. Задаешься вопросом: а что я умею? Я увлекаюсь творчеством, умею доходчиво рассказать. У меня ведь диплом преподавателя, когда-то я работала в школе. Вот и решила открыть творческую мастерскую по изготовлению подарков и сувениров. Что очень важно, при поддержке семьи!
Оксана сначала проводила мастер-классы в своей квартире. Потом стала думать о "выходе в свет". Но арендовать помещение физлицу практически невозможно, значит, надо регистрироваться. И молодая мама стала ИП, индивидуальным предпринимателем.
- Пока мое основное занятие - быть мамой пятилетней дочки. Но есть свой микробизнес с творческими мастер-классами. Прожить на этот доход нельзя. А на доход воспитателя детского сада или медсестры можно прожить? И где сейчас круто зарабатывают? У меня муж и дочки. Будучи мамой, занимаясь домашним хозяйством, я при этом вношу свой вклад в общий бюджет семьи.
В апреле 2014 года Оксана арендовала помещение для студии. Как в любом новом деле, нужны были деньги на открытие: на аренду, покупку стеллажей, столов, стульев, материалов и заготовок для мастер-классов. Кредит Оксана не брала, обошлась собственными накоплениями.
- Сейчас по общим доходам я в минус не ухожу, - говорит Оксана. - Уже есть определенный оборот, который позволяет закупать материалы для творчества, но надо понимать, что все равно это вложения вперед: сначала закупи, а потом сделаешь и продашь. Сегодня мои основные расходы - аренда, пенсионные взносы, оплата бухгалтерского сервиса. Как ищу рынки сбыта? В Ростове проводят различные тематические ярмарки, но стоимость участия в них слишком высокая. В основном продажи идут по Интернету. Самый активный ресурс - "Ярмарка мастеров", также у меня появился собственный сайт, знакомые покупают. На мастер-классы привлекаю при помощи соцсетей. Заработок на продаже сувениров и мастер-классах назову сезонным. Самый активный сезон - предновогодний. Уже несколько лет получаю в это время корпоративные заказы, которые покрывают остальные расходы за год.
Вообще надо признать: если не задирать цены только потому, что есть стереотип "ручная работа стоит дорого", то можно найти и покупателей, и желающих посетить мастер-классы. Я часто говорю, что ручная работа стоит дорого, если твое имя Карл Лагерфельд, а иначе надо проявить гибкость.
Оксана твердо убеждена, что если заниматься предпринимательством и обеспечивать семью на 100 процентов, то вряд ли найдется рецепт, как при этом еще вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
- Я стараюсь систематизировать домашние дела и работу, планировать, выделять главное на определенное время. Если надо ехать на занятия с дочкой - еду, если время к ужину - готовлю еду. Сейчас меня радует, что в моем небольшом бизнесе есть еще созидательно-творческая сторона. Люди мало что производят своими руками! Дамы перестали шить, вязать и так далее.
А женская сущность этого требует, для гармонии.
Попал в кадр
Ростовчанин Сергей Голюдов закрыл кафе и неожиданно для многих занялся кинопроизводством и стал сниматься в кино.
- Кафе - это проект моей жены, и до кризиса 2008 года он был достаточно успешным, - рассказывает Сергей. - Дальше нужно было развивать сеть, мы этого не сделали, а просто провели ребрендинг кафе "Сальвадор" в кафе "Артист". Особого успеха этот проект не принес. Пришлось все закрыть. Почему занялся кинопроцессом? Потому что актер по образованию, решил вернуться в профессию. Оказалось, что попасть в кино в качестве актера очень непросто, практически невозможно. Проще оказалось придумать собственный интересный проект и получить заказ на его производство. Придумали с режиссером Витей Шамировым и драматургом Сережей Медведевым проект сериала о журналистах и в итоге сняли 20 серий неплохого кино "Местные новости" по заказу канала "Россия 1". Так как было много организационной и административной работы, меня назначили директором проекта. Роль все-таки дали, но небольшую. Кинопроизводство в Ростове - это скорее собственные связи и способность организовать процесс в нашем природном и городском пространстве дешевле, чем в других местах. Настоящего производства здесь нет и пока не предвидится. Нет базы. Нет квалифицированных киноспецов.
И уточню, что это для меня не хобби, а серьезная и ответственная работа. Каждый съемочный день стоит очень дорого, и его нужно заранее хорошо подготовить. Хобби - это сыграть очередную эпизодическую роль в проекте, который я веду как администратор или директор. А сейчас я в Красной Поляне осуществляю свою еще одну давнюю мечту. Пока нет работы в кино, работаю горнолыжным инструктором. Опять пытаюсь совместить работу, давнюю страсть к лыжам и любовь к горам.