За прошедшие годы накопилось немало дыр в законах, которые касаются семьи и всего, что ее окружает. В основном публикуемый закон уточняет действующее законодательство. Речь идет о порядке защиты семейных прав, порядке выявления детей, оставшихся без родителей, форме и порядке временного устройства детей, в том числе в организацию для сирот.
Документ разработан заместителем председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Еленой Мизулиной, когда она была депутатом, и председателем Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаидой Драгункиной.
Законом закрепляется обязательность назначения опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет. Сегодня предусмотрена лишь возможность такого назначения. Предлагается расширить перечень оснований лишения родительских прав, включив в него случаи совершения одним из родителей преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка. Статья 69 СК предусматривает в качестве одного из оснований для лишения родительских прав совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Не учитывались случаи, когда совершалось преступление против другого родителя ребенка, не являющегося супругом того, кто совершил преступление.
А еще закон устраняет противоречия норм СК и норм Гражданского процессуального кодекса. Так, по ГПК только "суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов". В то время как в СК сказано, что "муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка".
Были противоречия СК и Закона "Об актах гражданского состояния". По Семейному кодексу под уклонением от расторжения брака в ЗАГСе понимается в том числе "нежелание явиться для госрегистрации расторжения брака". В то же время по Закону "Об актах гражданского состояния" расторжение брака и госрегистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака. Получалось, что отсутствие другого супруга, не желающего явиться именно для регистрации расторжения брака (а не для подачи совместного заявления о расторжении брака), не имеет никакого правового значения.