В школах предложили оборудовать классы-трансформеры

Примерно 5 млн дополнительных мест в классах нужно, чтобы перевести все школы в первую смену. А еще 2 млн для того, чтобы переселить все аварийные и ветхие школы в новые современные здания.

Сегодня в стране примерно 15 тысяч школьных зданий с износом в 50-70 процентов. Многие построены в середине прошлого века и давно не отвечают современным требованиям. Решено, что реконструкции таких школ не будет - построят новые. Причем по типовым модульным проектам, учитывающим климатические нюансы регионов. Это значительно снизит цену строительства и, главное, позволит эффективно использовать новые площади.

Например, в спортивном зале после уроков будут проходить занятия для детишек из ближайших детских садов. В кабинетах физики и химии - кружки для любознательных, в актовом зале - встречи ветеранов, а фойе займет изостудия. В школе должны быть пандусы, раздвижные перегородки и многое другое. И что еще важно: модули должны быть разработаны так, чтобы, скажем, сейчас их можно было использовать как школу, а через пять или семь лет как детский сад.

- В крупных городах почти 70 процентов типовая застройка, абсолютно одинаковые районы. Так что модульные школы отличный выход, - считает начальник управления Архитектурного совета Москомархитектуры Евгения Муринец.

По мнению экспертов, больше всего тормозят строительство современных школ нынешние СанПиНы и СНиПы. К примеру, школьные здания не должны быть выше четырех этажей. Для того чтобы разместить тысячу учеников, нужен огромный земельный участок. В центре Москвы, Санкт-Петербурга, например, вообще нет подходящих участков.

Все существующие правила и требования к строительству школ рассчитаны на классно-урочную систему. Когда весь класс сидит вместе. Для каждого предмета свой кабинет...

Вместо этого нужны классы-трансформеры, где первым уроком можно проводить физику, вторым - химию, а третьим, скажем, биологию. И учесть, что в классе может быть ученик на инвалидной коляске, с нарушением зрения или слуха, для которого потребуется организовать особое рабочее место. Нужно продумать, как организовать пространство для экспериментальной работы мини-групп. По мнению экспертов, проекты должны дать школе свободу в цветовом оформлении помещений, смягчить требования к оформлению и расстановке мебели.

В современных школах должно быть как можно больше помещений для групповых внеурочных занятий, в том числе для детей с 5 лет. В департаменте образования Москвы подсчитали: при групповых формах работы площадь школы по действующим нормативам должна увеличиться на 8 процентов. Вырастет и цена.

Эксперты единодушны: надо создать банк школьных типовых модулей с документацией, которая была бы доступна для всех. И пусть на местах выбирают, что им больше нравится.

2,8 трлн рублей составит общий объем финансирования программы строительства школ на 2016-2025 годы

Регионы тоже начали работать над собственными проектами. Так, в Кировской области представили типовой проект школы на тысячу мест с футбольным полем, спорткомплексом и внутренним двором. Кстати, по мнению кировчан, надо изменить некоторые избыточные требования Роспотребнадзора. Если рассчитывать класс не на 25, а на 30 учеников, регионы смогут отказаться от второй смены. Только в Кировской области это позволит высвободить 577 кабинетов.

Типовые проекты современных школ есть в муниципалитетах Воронежа. Стоимость строительства там 700 тысяч рублей.

Довольно много школ в России построены по типовым проектам, разработанным еще до 70-х годов. Дизайнеры ВШЭ предложили обновить интерьеры. Все решения малобюджетные: связаны в основном с использованием цвета, мобильной мебели и минимальной перепланировкой. В первую очередь большого школьного коридора. Стоимость "переделки" от 1 до до 10 млн рублей. Некоторые школы уже использовали рекомендации.

Но вот что выяснилось: не все директора и учителя готовы к подобным изменениям. К примеру, в одной из школ новое большое смотровое окно во внутренний двор педагоги... заставили стеллажами с книгами и кадками с цветами. По сути вернули глухой коридор, как это было раньше. Есть и другие трудности: оказалось, школа не имеет права тратить деньги на переделку помещений. Это - нецелевое расходование средств. А значит, нужно менять законодательство.

Прямая речь

Наталья Логутова, заместитель руководителя школы дизайна ВШЭ:

- Считается, что зеленый цвет успокаивает, а красный раздражает. Но при этом нет никакой прямой зависимости между успеваемостью учеников и цветом стен в их классе. Когда мы спросили учителей и учеников, какой они хотят видеть школу, все были единодушны: для них важна мотивирующая атмосфера. Никто не заставляет делать все школы желтыми или зелеными, но выбор должен быть.

От первого лица

Андрей Волков, ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета:

- Нам поручили разработать типовые проекты школ, основанные на модульном принципе. Что это значит? Надо подготовить порядка десяти разных типов модулей: учебные, спортивные, арт-модули с залами свободной планировки, которые можно будет легко переоборудовать, скажем, в выставочные или конференц-пространства. Нужно разработать модули современной библиотеки и медиаресурсов, столовой, бассейна. Будут даже дополнительные модули, например, жилой, если речь идет о строительстве интерната, зимний сад, эксплуатируемая кровля. Базовый проект школы рассчитан на одну параллель - 330 мест. Комбинируя модули на три параллели, получим школу почти на тысячу мест. Наш университет подготовит типовые проекты и разработает эталонные технические задания к ним.