Как известно, его отец, Вольдемар Паулс был стеклодувом, мама Анна-Матильда - вышивала жемчугом. Обе профессии требовали терпения и внимания к мельчайшим деталям, а кроме того приучали к пониманию хрупкости результата их труда. К тонкости в отношениях с жизнью и творчеством. Владение ремеслом как важнейшая основа искусства и искусности, - это то, к чему Раймонд Паулс был приучен с детства. Как и к музыке, которой он занимался с малых лет, подражая отцу - музыканту-любителю. Уверен, что сам Раймонд Вольдемарович скептически отнесется к моему доморощенному фрейдизму, - но от крепости домашних, семейных отношений в пору его детства и отрочества зависело очень многое. Меньше, чем за десять лет со времени его рождения трижды рушился уклад жизни всех, кто жил на земле Латвии, - латышей, русских, евреев, немцев, всех народов, что попали в мясорубку Второй мировой войны. Семья и музыка были спасением.
Как и во время новых исторических испытаний, которые выпадут на его долю во время распада СССР и возрождения независимой Латвии, когда реальность явно не во всем будет совпадать с мечтами о счастливой и свободной жизни. Только на рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века они выпадут не ребенку, начинающему первые шаги в профессии, но композитору и музыканту, который прославил свое Отечество далеко за его пределами, государственному деятелю, знающему, что такое политическая борьба во всех ее проявлениях. Он был в расцвете своего таланта и в зените славы, которую в 80-е годы ему принесло прежде всего сотрудничество с Аллой Пугачевой и Ильей Резником. В развалившемся СССР продолжали напевать их песни уже в разных странах и на разных языках. Любовь к музыке Паулса продолжала объединять народы и даже их лидеров, которые явно не хотели никакого другого объединения. Он писал о любви со светлой печалью, в которой угадывалась неизбежность завершения любого даже самого бурного романа.
Вдохновенное творчество и проза политической жизни поразительным образом переплетались в его судьбе. И, как всегда, музыка оберегала его от скверны реальности. Раймонд Паулс, который умел мирно управляться с коллегами-музыкантами и коллегами-композиторами в разных своих руководящих ипостасях в советское время, еще в 1988 году был назначен Председателем Государственного Комитета Латвийской ССР по культуре. Возглавляя вновь созданное Министерство культуры Латвийской ССР, с 1989 по 1991 г. он был депутатом Верховного Совета СССР, а затем стал первым Министром культуры независимой Латвии, - свой пост он оставил в 1993 году. После этого он долгое время оставался Советником Президента Латвии по культуре, не раз был избран депутатом латвийского сейма. В 1999 году его даже выдвинули кандидатом в Президенты Латвии, но он сумел весьма элегантно отказаться от этого предложения. Какие бы сложные, а, порой, и драматические решения ему ни проходилось принимать на своих постах, - он старался действовать в пределах здравого смысла, понимая, что национальная или политическая ограниченность не пойдет на пользу ни латвийской культуре, ни народу Латвии. Почти не сомневаюсь, что эти слова могут вызвать возражения у наших с Раймондом Вольдемаровичем общих друзей и знакомых, которые начнут приводить отдельные случаи из его министерской практики. Но как бывший министр могу сказать вполне определенно, в рамках весьма жестких предлагаемых политических обстоятельств он вел себя как порядочный человек. И старался не делать то, что ему претило.
Он понимал, какие козыри дает своим политическим оппонентам, когда уже в новые времена шел на творческое сотрудничество с Рижским русским театром им. М. Чехова, когда затевал с И. Крутым "Новую волну", наконец, когда писал мюзикл "Все о Золушке" для Московского театра мюзикла, которым, что особо отмечали латвийские газеты, "руководит специальный представитель Президента Путина". Но он делает то, что считает нужным. Он идет в ногу сам с собой и ему не нужен никакой строй.
При этом важно понимать, что Раймонд Паулс - художник, глубоко укорененный в латышской культуре. В Рижской консерватории он учился у национальных классиков: законам пианизма - у профессора Г. Брауна, великолепного знатока русской и немецкой музыки, который боготворил С. В. Рахманинова; законами композиции он овладевал под руководством Яниса Иванова, одного из наиболее глубоких латышских композиторов ХХ века. И опять исключение из общего правила: популярный молодой пианист, блестяще закончивший консерваторию, востребованный во многих эстрадных коллективах Латвии, которого мечтают заполучить лучшие рестораны Риги и Юрмалы, - возвращается на студенческую скамью, чтобы погрузиться в тайны композиторского творчества. Всю свою жизнь он работает с лучшими современными латышскими поэтами - Я. Петерсом, И. Зиедонисом, М. Залите, Л. Бриедисом, Г. Рачсом и другими. Он с детства осознал особую музыкальную поэтичность латышского характера и латышской культуры. В значительной степени она воплотилась в уникальном народном хоровом искусстве, - сочинения Раймонда Паулса для взрослых и детских хоров стали национальной классикой ХХ века. Так же, как его песни - классикой советской эстрады.
Юбилейные дни в Риге начнутся сегодня, в день его рождения в здании Латвийской оперы, а завершатся 20 января в Рижском русском театре имени М. Чехова. И это вполне естественно. Как всякий выдающийся музыкант Раймонд Паулс принадлежит не только народу, подарившему ему жизнь, но, как сказали бы в ХХ веке, всему благодарному человечеству.