Объявлены девять новых фильмов-участников Берлинале
Одним из наиболее долгожданных фильмов станет премьера "Коммуны" (Kollektivet), новой работы культового датского режиссера Томаса Винтерберга, снова вернувшегося к датским реалиям "дивного нового мира" после погружения в английскую пастораль Томаса Харди. Сценарий фильма, чем-то напоминающий прогремевший в 1984 году по всей Скандинавии фильм-мюзикл Эрика Баллинга "Посреди ночи" (Midt om natten) о том, как в 1971 году датчане основали "свободный город" Христианию, режиссер написал в соавторстве с Тобиасом Линдхольмом, выпустившем в 2015 году фильм "Война" (Krigen). За сорок лет идеалы хиппи перестали быть экзотикой и медленно, но верно проторили себе дорожку во вполне респектабельную часть датского истеблишмента. Романтические грезы прошлого заменила обычная усталость от моральных и прочих обязательств. Ульрих Томсен, воплотивший в ушедшем году главного тренера сборной Дании в фильме Каспера Барфёда "Дания 92" (Sommeren '92), а также Трине Дюрхольм, которая сыграла в знаменитом "Торжестве" (Festen), первой работой Винтерберга в рамках манифеста "Догма-95", обещают интересное воплощение трагикомичности двойственности существования на экранах фестиваля.
На фестивале также покажут новую работу оскароносного боснийского режиссера Даниса Тановича "Смерть в Сараево" (Smrt u Sarajevu), снятую по мотивам драматического произведения французского общественного деятеля Бернара-Анри Леви "Отель Европа", события которого развиваются в наше время, но не без появления в кадре сараевского гимназиста. Судя по количеству работ из Балканского региона, в которых в том или ином свете рассказывается о первом выстреле Первой мировой, снятых только в 2014-2015 годах, зритель будет регулярно расширять свои познания в этом вопросе минимум до 2018 года.
Еще одной премьерой станет фильм Мии Хансен-Лёве "Будущее" (L’avenir), посвященный Натали, преподавательнице философии в лицее (подобно родителям режиссера). Ее повседневная жизнь, как и ее личность, разделена надвое: работа и семейная жизнь, причем в каждой из ипостасей она подсознательно компенсирует то, что недополучает в другой. В какой-то момент решение мужа о том, что им необходимо расстаться, соединяет две половинки ее "я" воедино, что порождает еще больше вопросов.
Фильм "Когда тебе семнадцать" (Quand on à 17 ans) французского режиссера Андре Тешине рассказывает о непростой жизни подростка Дамиена, проживающего на юге Франции. Он живет один с матерью, врачом про профессии. Отец - военный, отправленный в служебную командировку в Африку. Учеба в школе осложняется проблемами в отношениях с одноклассниками, в особенности - с агрессивным Томом, приемная мать которого заболела.
Картина Томаша Василевского "Соединенные Штаты Любви" (Zjednoczone Stany Miłosci) обращается к периоду сравнительно недавнего прошлого, с течением лет неумолимо становящегося историей и требующего осмысления, анализа и оценки. Мы видим турбулентный для всей Центральной и Восточной Европы 1990 год, который со всей очевидностью принесет в жизнь обывателей существенные изменения. Однако что именно они готовят для каждого - никто не знает. Четыре женщины с абсолютно разными жизненными историями, которых объединяет разве что достаточно благополучное прошлое, решили, что время перемен настает для них персонально. И делают из этого заключения далеко идущие выводы.
Португалец Иво Феррейра представит на суд публики фильм "Военные письма" (Cartas da guerra), основанный на собрании личных писем к жене одного из живых классиков португальской литературы Антониу Лобу Антунеша. Будучи молодым врачом, он в 1971 году был направлен на практику в отдаленный уголок Анголы. Изматывающая война за независимость Анголы длилась долгих четырнадцать лет, с 1961 по 1975 год. Застав последнюю ее фазу, будущий писатель был настолько потрясен увиденным, что испытывал потребность писать жене чуть ли не каждый день, рассказывая об ужасах увиденного. В 2005 году две его дочери, Мария Жузе и Жуана, решили опубликовать эти письма. В фильме повествование ведется также от лица юного доктора, обладающего писательским даром и способностью к глубокой психологической рефлексии.
Фильм итальянца Джанфранко Рози "Огонь в море" (Fuocoammare) представляет жанр документального кино. В фильме запечатлены драматические события, уже который год разворачивающиеся на острове Лампедуза. Он находится в двухстах километрах к югу от Аппенинского полуострова, и часто служит первым европейским прибежищем для мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Режиссер провел несколько месяцев на этом острове для того, чтобы создать достоверное повествование о суровых буднях острова и его стойких обитателях, численностью едва превышающих шесть тысяч человек.
На Берлинале также будет представлено иранское кино в лице новой работы режиссера Мани Хагиги "Дракон прибыл!" (Ejhdeha vared mishavad), а также филиппинско-сингапурский фильм "Колыбельная скорбной тайне" (Hele Sa Hiwagang Hapis).
Фестиваль пройдет с 11 по 21 февраля 2016 года.