Ставить на учет беспилотник владельцу придется уже с середины апреля - закон вступает в силу через 90 дней после его опубликования (закон напечатан в номере "РГ" от 11.01.2016). При этом сам порядок госрегистрации таких воздушных судов еще только предстоит разработать правительству РФ.
О том, что в нашей стране необходимо принять меры по госрегулированию использования беспилотников, говорилось давно. Известны случаи, когда использование квадрокоптеров в зоне аэропортов едва не приводило к печальным последствиям для самолетов. Всем памятен и недавний инцидент с лыжником из Австрии Марчелом Гершелем, которого во время слалома на трассе сбил беспилотник, снимавший заезды спортсменов.
По мнению законодателей, на беспилотники должны распространяться те же нормы и правила, что приняты и действуют в отношении других воздушных судов. Речь идет о сертификации, госрегистрации, допуске к выполнению полетов, обеспечении безопасности, расследовании авиационных происшествий.
Как следует из документа, после регистрации на борт БПЛА, как и в случае с пилотируемыми воздушным судном, должны наноситься опознавательные знаки (регистрационный номер). Операторов беспилотников, которые наделяются статусом командира воздушного судна, законопроект обязывает иметь свидетельство внешнего пилота. На них же накладывается обязанность обеспечивать безопасное выполнение полета.
Главный редактор сайта о беспилотной авиации Денис Федутинов пояснил "РГ", что нижний порог для беспилотников по взлетной массе обозначен в 250 граммов, а ниже это беспилотник, который может в комнате только летать, воздух гонять. Остальные беспилотники - с фотоаппаратами, с видеокамерами, игрушки - все это потребуется регистрировать.
Глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев соглашается, что подлежать учету будут и игрушечные вертолеты, продающиеся в детских магазинах. "Если он игрушечный, но весом больше, чем 250 граммов, то для него будет упрощенный учет", - сказал он.
Москвичев пояснил, что воздушные суда весом более 250 граммов будут учитываться, так как беспилотник может быть опасен в случае применения, допустим, для теракта. Например, такая игрушка сможет переносить в том числе и взрывчатку.
"Раз нет практики применения, пока мы прописали 250 граммов, посмотрим и проанализируем. Если увидим, что это слишком низкая планка, надо выше килограмма, то мы внесем поправки. По опыту европейских стран и США, 250 граммов и выше уже учету подлежат и сертифицируются", - пояснял Евгений Москвичев.