Гамид Булатов: Электрички станут частью транспортной системы Москвы

За минувший год электрички перевезли 480 миллионов пассажиров в столичном регионе, что на 200 миллионов больше, чем в 2010-м. А к 2020 году число москвичей и жителей Подмосковья, пересевших на этот вид транспорта, перевалит за миллиард. Задачу обслуживать их максимально оперативно и с комфортом ставит программа развития железнодорожного транспорта в регионе, принятая правительством Москвы и РЖД. Что же сделает электричку привлекательнее для пассажиров? Об этом "РГ" рассказал Гамид Булатов, первый замруководителя департамента транспорта Москвы.

Гамид Баширович, еще недавно москвичи вспоминали об электричке, лишь отправляясь на дачу. Но вот уже "Ласточки" и до Зеленограда летают, и Московскую кольцевую железную дорогу достраивают, которая, по сути, станет второй кольцевой линией метро, только наземного. Словом, пригородные поезда становятся еще одним видом городского транспорта?

Гамид Булатов: У наc другая задача: интегрировать электрички в существующую транспортную систему города. Поможет в этом как раз ввод в строй МК МЖД. Когда эта дорога длиной 54 км заработает, по городу до любой точки можно будет добраться даже без метро. К сожалению, в последние полтора десятилетия развитием железнодорожных путей и в городе, и в пригороде, серьезно не занимались. Железнодорожники закупали электрички лишь для замены те, которые выходили из строя. Субъектам РФ тоже было не до них. В итоге 5 лет назад, когда встал вопрос дальнейшего развития, выяснилось: подвижного состава нет, денег на него тоже нет. РЖД планировали вообще отказаться от пригородных перевозок. И вот тогда вместе с Московской областью и Центральной пригородной пассажирской компанией мы решили взять эту ситуацию под контроль. Ведь Московский транспортный узел - это половина всех пассажирских пригородных перевозок страны. Его большой плюс в том, что на относительно небольшом полигоне сконцентрирован большой объем пассажиров. Это позволяет здесь сделать пригородные перевозки выгодными больше, чем в любом другом субъекте РФ. Нужны лишь три вещи: дополнительные главные пути, подвижной состав, а также все необходимое для пассажиров - платформы, сходы, лестницы и т. д. Для решения этих задач и была разработана программа, которая в ближайшие два-три года позволит кардинальным образом поменять качество перевозок на пригородных направлениях.

Самое сложное - строительство дополнительных главных путей?

Гамид Булатов: Безусловно. Без них невозможно добиться 30-процентного роста пропускной способности - а это минимум, который необходим. Число пассажиров в пригороде в "часы пик" увеличивается, а количество дополнительных рейсов ограничено существующей инфраструктурой. Есть, скажем, три главных пути, по ним идут электрички раз в 10-12 минут, чаще пустить невозможно. Там же ходят еще и дальние поезда, экспрессы, "Сапсаны"... Так в 2012 году была сформирована по всем направлениям программа строительства до 2020 года дополнительных главных путей. На Октябрьском (Ленинградском ) направлении пути уже строились, эту работу дофинансировали. Затем выделили четыре приоритета: Ярославское, Горьковское, Казанское и Курское, которые дублируют самые загруженные магистрали. Когда электрички пойдут часто и свободными, а не забитыми как сейчас, водители машин начнут пересаживаться на них. И автомагистрали тоже разгрузятся.

На Октябрьском направлении "Ласточки" со всеми удобствами ходят уже два месяца. "Белые воротнички" - их больше всего едет на работу в Москву, поменяли свои иномарки на поезда?

Гамид Булатов: Да. Сначала на "Ласточках" ездило 10 тысяч пассажиров в сутки, а сейчас - уже 20 тысяч...

Где еще в ближайшее время можно ждать ввода новых главных путей?

Гамид Булатов: На выходе - Ярославское и Горьковское направления - в 2017-2018 гг. Позже - Казанское и Курское.

Не получится, что в связи с кризисом, их ждать не стоит?

Гамид Булатов: Когда принималась программа, эти четыре направления оценивались в 236,9 млрд руб. Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение, что Москва профинансирует из них 47,5 млрд, 40 млрд взяла на себя РЖД, остальные деньги пообещал госбюджет. Готовые проекты с выносом коммуникаций оказались дороже. Тем не менее эти четыре направления до 2020 года построим.

По ним тоже будут летать "Ласточки"? Кто их закупит?

Гамид Булатов: Перевозчик - ЦППК. Ему же решать и кто будет поставщиком, и какие поезда покупать. Сделано это будет в рамках нашего 15-летнего контракта. Это реальный механизм, с помощью которого компания-перевозчик получила возможность инвестировать средства в подвижной состав и развитие инфраструктуры. В течение трех-четырех лет она их закупит - потребуется серьезное увеличение подвижного состава по каждому направлению, примерно на 30%. Финансовую модель мы в общих чертах обкатываем сейчас на Октябрьском направлении.

А проезд будет стоить так же -170 рублей, как сейчас от Москвы до Зеленограда?

Гамид Булатов: Пока не могу сказать. "Ласточки" МТППК арендует у РЖД, на каких условиях - коммерческая тайна железнодорожников. Когда запускали движение, мы сказали - во-первых, не должно сократиться количество обычных электричек, чтобы люди не пострадали, во-вторых, проезд не должен стоит дороже, чем в экспрессе - там ходил такой уже. Ну и потом, не так уж это и дорого - если покупать абонемент на месяц, поездка обходится в 100 рублей.

Судя по тому, что пассажиропоток на "Ласточке" за два месяца вырос вдвое, пассажиры считают так же. Но если и новые поезда будут полны пассажирами так же, как старые, новые пассажиры могут вернуться к своим теплым удобным машинкам?

Гамид Булатов: В каждой "Ласточке" 700 сидячих мест и столько же стоячих, это чтобы всем было удобно. В час пик идет по 8 пар поездов, то есть провозная способность - 12 тыс. человек в час, а у нас сейчас ездит всего 20 тысяч в сутки . Плюс с Нового года добавили еще 12 пар в сутки, всего будет 42. Видите, какой у нас есть еще резерв для роста!

Москва разрезана на "дольки" железными дорогами. город также принимал программу по строительству 40 путепроводов. Где же она?

Гамид Булатов: На Киевском, Павелецком, Октябрьском и Курском заканчивается проектирование этих сооружений, 3 путепровода в ближайший год начнут строиться по федеральным программам. Остальные мы пытались сделать платными, объявили даже конкурс, но на него никто не пришел. Придется строить своими силами.

визитная карточка

Гамиду Булатову - 39 лет. Первым замруководителя департамента транспорта Москвы он работает с 2013 года. Курирует работу метрополитена, монорельсовой и железной дороги, а также развитие транспортно-пересадочных узлов. Образование: бакалавриат и магистратура МГУ по специальности "Международная экономика". До прихода в департамент прошел путь от главного специалиста до замдиректора в департаменте госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности минэкономразвития.

Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Антон Переплетчиков / Светлана Батова