Как рассказал "РГ" руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев, в ходе него разыграют места под размещение 76 торговых автоматов в 14 подземных тоннелях: Добрынинском, Комсомольском, Кудринском, Московском, Авиамоторном и других. Минимальная площадка, которая требуется под вендинговый аппарат, - 1,5 м, максимальная - 6 м. Начальная цена лота, по словам Дегтева, составит от 1130 до 3 624 руб.
По словам руководителя департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, город предлагает малому и среднему бизнесу, специализирующемуся на установке и обслуживании таких аппаратов, заключить с "Гормостом", подведомственной городу организацией, договоры аренды подземных площадей сроком на пять лет. Стоять аппараты на выигранном участке могут круглогодично. Пока у них в Москве довольно узкая специализация: прохладительные и горячие напитки, соки, воды, шоколад и различные снэки. Но она может быстро расшириться.
"Вендинг - один из самых быстроразвивающихся сегментов рынка торговли, - говорит Немерюк. - Весь мир переходит на продажу товаров повседневного спроса через автоматы". Например, на парижских улицах стоит порядка 120 тысяч автоматов, на нью-йорских - около 200 тысяч. В Токио, население которого сопоставимо с Москвой, установлено более 500 тысяч вендинговых автоматов.
В Москве подавляющее количество автоматов стоит в офисных зданиях. В 2013-м их было там 14 тысяч, а сейчас уже 30 тысяч. Стремительный рост в последнее время эксперты объясняют сносом в Москве стихийных "шанхаев" в виде рынков и несанкционированной торговли у метро и в переходах. По словам одного из участников вендингового рынка Дмитрия Ветрова, слухи о том, что аппараты часто ломаются или их разбивают сильно преувеличены. "Как правило, операторы подключают свои аппараты к системе онлайн-мониторинга, с помощью которой можно отслеживать все поломки и даже можно их устранять в режиме онлайн", - говорит он.
Этот вид бизнеса довольно рентабельный. Вице-президент "ОПОРЫ России", глава Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Он считает, что москвичи уже привыкли к покупке небольших товаров через автоматы.