13.01.2016 22:28
    Поделиться

    Моющие средства оказались среди лидеров подорожания

    Моющие и чистящие средства оказались одними из самых подорожавших товаров среди тех, что россияне привыкли видеть в магазинах. Это следует из первых итогов Росстата о росте цен на потребительские товары и услуги в 2015 году. Стоимость продукции этой категории выросла на 22,4 процента.

    Такое подорожание, само собой, было связано с ростом курса валют по отношению к рублю, объясняют эксперты. Погоду на этом рынке устанавливают крупные игроки. По оценке исследовательского агентства Magram MR, только на долю Procter&Gamble в начале 2015 года приходилось 44 процента всего рынка. Доля российских производителей не превышала 30 процентов.

    Лидер рынка несколько раз поднимал цены на свою продукцию, рассказывает предcедатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

    "Вероятно, это связано с установкой иностранных собственников получить определенную маржу", - рассуждает собеседник "Российской газеты". В итоге дошло до того, что спрос на товары компании сократился, и ей пришлось к концу года умерить аппетиты.

    Даже те производители, что изготавливают продукцию в России, закупают упаковку (банки, бутылки или заготовки для их выдувания), а также большую часть ингредиентов (растворители, отдушки) за рубежом.

    Так что увеличение стоимости валюты неизбежно повысило себестоимость готовой продукции, рассказывает гендиректор CityNature.ru Михаил Пестерев.

    Кроме того, многие компании используют контрактное производство. То есть когда сам бренд является российским, а производят его зарубежные фабрики. В этом случае в себестоимость входят еще и само изготовление, транспортная упаковка, доставка в Россию, таможенные расходы и так далее.

    То есть себестоимость производства выросла прямо пропорционально курсовой разнице, поясняют эксперты.

    "Сказался и прошлогодний сильный скачок банковских ставок, когда выросли ставки по кредитам, привлекаемым под оборотные средства, которые также легли бременем на себестоимость конечной продукции", - добавляет руководитель службы маркетинга ICL Services Лилия Алеева.

    Львиная доля моющих средств даже под российскими марками до сих пор производится за пределами нашей страны

    "Думаю, и дальше цены продолжат свой рост на фоне нестабильного курса валют. В себестоимость может лечь и ожидаемый рост расходов на логистику", - говорит она.

    "В 2016 году тенденция, судя по всему, сохранится, поскольку собственная сырьевая база для обеспечения производителей хозтоваров в России не развита", - согласна управляющий партнер АО "2К" Тамара Касьянова.

    В целом рост потребительских цен, по предварительным оценкам, в 2015 году составил 12,9 процента. Это сопоставимо с показателем 2014 года (11,4 процента) но в среднем в два раза выше показателей 2011-2013 годов (6,1-6,6 процента).

    Продовольственные и непродовольственные товары подорожали примерно одинаково: 14 и 13,7 процента соответственно. И в той, и в другой категории были свои "лидеры" и "отстающие".

    Например, из продуктов питания за весь год практически не выросли цены на мясо свинины и птицы, которые в России производятся в достаточном количестве, чтобы покрыть потребности рынка.

    А вот подсолнечное масло подорожало на 37 процентов, рыба и макароны - на 20, плодоовощная продукция - а 17 процентов.

    Среди непродовольственных товаров сильнее других подорожали сигареты (26,6 процента), моющие средства (22,4 процента) и ткани (19,7 процента). Зато практически не выросли цены на бензин. Он поднялся в цене всего на 4,8 процента.

    Среди услуг, по данным Росстата, сильнее всего в прошло м году подорожали страхование и зарубежные поездки - примерно на 20 процентов.

    По словам Андрея Карпова, от 2016 года торговля не ждет хороших результатов. Потребительский спрос, очевидно, будет падать. Пока это выразится в замедлении темпов роста продаж, а не в их сокращении.

    Цены в интернет-магазинах меняются более гибко, говорит управляющий партнер "220 Вольт" Алексей Федоров. Так что иногда там можно найти более дешевую продукцию, так как обычные магазины часто поднимают цены "впрок".

    "Мы ожидаем сокращения продаж в штуках на 20 процентов, но при этом из-за повышения курса валют оборот в денежном выражении останется таким же, как в 2015 году", - ожидает эксперт "Российской газеты".

    Закупка впрок

    Исследования показывают, что россияне стали активно закупать продовольственные товары впрок.

    Так, опрос Magram MR в 3-м квартале 2015 года показал, что 7 процентов россиян стали запасать продукты (в два раза больше, чем в начале года).

    Около 70 процентов опрошенных закупали впрок сахар, 43 процента - макаронные изделия, 42 процента - муку, 34 процента - рис, 29 процентов - гречневую крупу, 27 процентов - пшеничную муку.

    Поделиться