14.01.2016 11:05
    Поделиться

    В Смоленске художники обогатили реальность мифами и традициями

    "Обогащение реальности" - выставка под таким названием открылась в среду в культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске. Это передвижной проект, летом без особого шума стартовавший в московской галерее А3. В будущем, обещают кураторы, он побывает в Санкт-Петербурге, Крыму и других городах Центральной России, Урала и Сибири.

    - Вчера, когда я, несмотря на предупреждение МЧС, вез картины в Смоленск, сквозь эту пургу, по тончайшим нитям дорог, которыми сшита наша страна, я подумал, что наше изначальное намерение было очень правильным: культура и искусство - это как раз то, чем можно и нужно сшивать наши огромные пространства, - сказал на открытии выставки ее куратор и участник Антон Чумак. - Мы пригласили на эту выставку художников, которые сумели отыскать в идеологическом вакууме что-то позитивное, искали профессионалов, но профессионалов не деструктивных, а тех, кто пытается обогатить реальность.

    Упоминание "идеологического вакуума" в этом контексте необычно. На эту тему любят рассуждать члены творческих союзов, люди немолодые, которые еще помнят время, когда именно идеология была главным заказчиком и потребителем искусства, и художник, следующий утвержденным канонам, никогда не оставался голодным. Стоит ли воспринимать эту фразу как знак того, что свободные современные художники втайне мечтают о государственных заказах? Пока же - за отсутствием идеологии - они пытаются самостоятельно заполнять ниши, кажущиеся им пустыми: например, пытаются придумать для страны новых героев.

    На выставке публике представлены живопись, графика и фотография, при этом без лишней скромности заявляется, что общее впечатление от увиденного зрителем и есть "целостный образ современного искусства России, обращенного к широкому зрителю", а сама выставка является отражением "актуальной тенденции в современном российском искусстве: обращение к мифу и традиции".

    Что ж, есть и одно, и второе: скажем, центр зала украшает полотно, на котором некий атлет эпохи Возрождения вступил в борьбу с американским вертолетом чрезвычайно хищного вида, а на стенах есть работы, которые наверняка напомнят старшему поколению зрителей о годах счастливого советского детства. Другие - тоже счастливые, позитивные, но лакированные, цифровые, с налетом гламура, третьи явно ведут свое происхождение от футуристических картин, мерещившихся художникам на заре XX века. И даже голография есть! Огромный жук, нападающий на малюсеньких детишек - как тут не вспомнить "Необыкновенные приключения Карика и Вали"? В общем, и миф тут, и традиция.

    Общее впечатление, однако, не складывается - как и целостный образ современного искусства (может быть потому, что в Смоленск приехали не все экспонаты, представленные на выставке в Москве). Чего-то здесь явно не хватает: например, автор представлен одной-двумя работами, а чтобы составить о нем представление, нужно увидеть с десяток. Другие кажутся если и не чуждыми, но откровенно лишними, и лишь хорошо подготовленный куратор способен увязать их с общей концепцией выставки.

    В Смоленске выставка "Обогащение реальности" будет работать до 7 февраля - куда дольше, чем в столице. В культурно-выставочном центре имени Тенишевых сожалеют, что она открылась после новогодних каникул, когда многих смолян со страшной силой тянуло к искусству, но она все-таки открылась, и это отрадный факт - уже потому, что дает нам возможность познакомиться с тем, чем занимаются художники за пределами Смоленской области.

    Поделиться