14.01.2016 04:06
    Поделиться

    Дальний Восток начал зарабатывать на событийном туризме

    Итоги Национальной премии в области событийного туризма "Russian Event Awards" 2015 года оказались для Дальнего Востока настоящим прорывом по сравнению с нулевыми результатами в 2014-м.

    От золота до сыроварни

    И в самом деле, дальневосточные проекты в ушедшем году "захватили" призовые места в разных номинациях. В разделе "Лучшая площадка для событийного туризма" Гран-при удостоился приморский фольклорный праздник "Веселая сыроварня", а первое место жюри отдало спортивно-туристическому комплексу "Приморское кольцо". Нам достались специальные дипломы в номинации "Лучшая идея для развития событийного туризма": их получили хабаровский исторический проект "На дальних рубежах" и приморская международная конференция "Традиционное искусство России и стран АТР".

    Вторым местом в перечне молодежных событий отмечен сахалинский форум "Острова", а третьим в детских - фестиваль национальных культур "Моя Федерация" (Приморский край). Специальный диплом "За оригинальную идею события" увезли в Магадан за первый Всероссийский фестиваль старательского мастерства. Призовые места - и у праздника-обряда "Кормление духа - хозяина моря" (Сахалинская область), и у дрифт-битвы "Россия - Япония D1 PrimringGrandPrix" (Приморский край). Конечно, не остался без своего законного первого места замечательный праздник Ысыах - якутский Новый год.

    Все это значит, что событийный туризм на Дальнем Востоке уже существует. Нам есть что предложить российским и иностранным гостям. Дело, как водится, - за подготовкой инфраструктуры, кадров и за умным менеджментом.

    Готовят сани к лету

    В Якутии под событийный туризм "затачивают" несколько мероприятий. Наиболее заметные из них - международные спортивные игры "Дети Азии", "Бриллиантовая неделя" (привлекательная в первую очередь для деловых и богатых людей), Ысыах и фестиваль "Зима начинается с Якутии".

    Пока наиболее посещаемым остается Ысыах, ежегодно собирающий в Якутске более 150 тысяч человек. И вряд ли в обозримом будущем у него появится достойный конкурент. Для развития туристического бизнеса это событие удобно тем, что смотр культурных, культовых, кулинарных, спортивных и прочих традиций народа саха ежегодно проводится рядом со столицей республики летом. В июне туристы едут в Якутию охотно: летом здесь бывает жарче, чем в Крыму.

    По подсчетам экспертов, каждый рубль, вложенный в туристическую отрасль Приморья, приносит в экономику региона 30

    Гораздо сложнее, как выяснилось, научиться использовать в туриндустрии то, чего в северной республике больше всего, - холод. Зимой сюда заманишь разве что экстремалов. Но выход из положения нашли. Для этого пришлось изобрести событие, и сейчас оно обрастает инфраструктурой круглогодичного действия.

    Пять лет назад был придуман фестиваль "Зима начинается с Якутии", получивший статус всероссийского. Сюжет прост: 1 декабря Дед Мороз приезжает в Якутск за кусочком холода, чтобы потом провезти этот символ зимы по городам и весям. Разумеется, все сопровождается обширной праздничной программой. Задача - не только завлечь туристов на Север в декабрьские морозы. Новый праздник призван создать в мире представление о Якутии как о самом холодном и при этом гостеприимном регионе, способном приятно удивить.

    А "розничная продажа" разрекламированного холода будет организована в более теплые дни. Для этого в 30 километрах от Якутска строится туристический комплекс "Северная мозаика". Благодаря вечной мерзлоте любители зимних забав найдут там себе занятия по душе в любое время года.

    Фестиваль "Зима начинается с Якутии" при всей его самодостаточности - лишь PR-кампания этого, гораздо более нацеленного на массовый поток туристов проекта. Пока она оценивается как успешная.

    - Конкурсы в рамках фестиваля постепенно становятся брендом нашего самого экстремального города, - считает мэр Якутска Айсен Николаев.

    По данным минэкономики региона, на создание инфраструктуры "Северной мозаики" потребуется 2,5 миллиарда рублей. Проект включен в федеральную целевую программу развития туризма. Комплекс сможет обслуживать 196 тысяч человек в год.

    Приехать по делам и развлечься

    На событийный туризм как один из аспектов развития внутреннего и въездного власти Приморья ставку сделали давно. Но если проекты как идеи существуют не первый год, то на практике почувствовать их эффект можно лишь сейчас. Так, только за 2015-й в крае провели почти три десятка фестивалей, мастер-классов и культурных мероприятий с участием иностранцев, а также около десяти международных спортивных мероприятий.

    В 2016 году одним из самых ярких мероприятий станет "Морской бал", который специально приурочат к проведению очередной международной туристической выставки PITE.

    Кстати, от событийного недалеко ушел и деловой туризм, под этот статус вполне подпадает проведение Восточного экономического форума, международного конгресса рыбаков, правового форума стран АТР...

    - Поток приезжающих растет стабильно. Многие из них совмещают визит с посещением крупных мероприятий, - говорит руководитель регионального департамента развития туризма Константин Шестаков.

    По словам экономистов департамента, вложенный в событийный туризм рубль приносит в экономику региона 30.

    - У нас подготовленная инфраструктура. В крае созданы все условия, чтобы принимать иностранных туристов, - считает вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев.

    Но в то же время здесь еще больше несделанного: туристические объекты не обустроены для комфортного пребывания гостей, не до каждого из них можно доехать по асфальтированной дороге, почти нет сувениров с приморской тематикой и катастрофически мало гостиниц, в частности, высокого класса.

    Только начинают

    А вот Хабаровский край пока не может похвастаться серьезным увеличением турпотока. Интересных фестивалей здесь придумано немало, однако гости из других регионов, а тем более иностранцы, на них не рвутся.

    Представителей хабаровских туроператоров вопрос о событийном туризме поставил в тупик.

    - Не припомню каких-либо мероприятий… В прошлом году вроде прошли Дни нанайской культуры… - напрягает память менеджер одной из компаний Дарья Черепанова. - Если приглашать туристов под какое-то событие, нужна насыщенная программа, с различными секторами. Как минимум - это два дня. Сегодня ничего такого нет, власти и бизнес должны общими силами развивать направление.

    Неосведомленность коллег по цеху расстроила чиновников.

    - Вот видите, какая печальная ситуация. Это говорит о некоторой инфантильности туроператоров, которые должны искать варианты, а не бездействовать. Ну как ничего не знают?! С 2004 года мы размещаем на нашем портале календарь событий, - сетует Людмила Близнюкова, консультант отдела в управлении по туризму минкультуры Хабаровского края.

    Да, календарь долго висит и исправно обновляется, но на поток туристов он никак не влияет…

    - Мы только начинаем заниматься этим всерьез. Событийный, гастрономический, сельскохозяйственный туризм - в сфере нашего особого внимания. Выстраиваем отношения с муниципалитетами, рестораторами, рассылаем информацию о мероприятиях турфирмам, - говорит Близнюкова.

    В 2016 году "заманить" туристов в Хабаровск намерены с помощью "Рыбной недели". Жителей и гостей краевой столицы будут возить по национальным селам и рыбным предприятиям, чтобы те познакомились с традициями приготовления деликатесов, могли их попробовать и купить. "Думаю, что уже с нового года можно будет отслеживать, сколько туристов посетили то или иное событие, - надеется чиновница. - А пока такой статистики нет".

    Что касается уже действующих регулярных праздников и фестивалей, то среди районов, их проводящих, выделяется Советско-Гаванский. Любители рыбалки съезжаются сюда на "Серебряную корюшку" и "Праздник первой горбуши", музыканты - на "Золотой Сетуан". Вяземский район гордится "Фестивалем варенья", Амурский - фестивалем творчества коренных малочисленных народов Севера "Аист над Амуром". Финансируют торжества из муниципальных кошельков. Только совсем недавно у местных властей появилась возможность получать субсидии из краевого бюджета, участвуя в соответствующем конкурсе. В этом году Советско-Гаванский и Комсомольский районы выиграли 200 тысяч рублей "на двоих".

    Полегче приходится организаторам международного фестиваля военных духовых оркестров "Амурские волны". Траты на него делят между собой правительство края и администрация Хабаровска, на территории которого выступают коллективы.

    Поделиться