Как пояснила директор компании - организатора специализированных выставок для коллекционеров в Петербурге Наталья Глущенко, антиквариатом считаются предметы старше 50 лет, все, что моложе, - это винтаж. Коллекционеры питают слабость к вещи, если она, например, изготовлена к памятной дате, выпущена лишь в нескольких экземплярах или же имеет какой-то изъян. Часто дефект делает предмет уникальным и повышает его цену - как, например, отпечатанные с ошибкой банкноты или монеты с дефектом отливки.
Хрупкие вложения
- Первой в моей коллекции была серия фарфора немецкой мануфактуры "Маршалы Наполеона", - говорит коллекционер Алексей Колодко. - Начав с одного предмета, я углубился в тему, стал читать и в итоге собрал всю коллекцию из 12 маршалов. Но сейчас я увлекаюсь датским фарфором, который, на мой взгляд, недооценен в России. Только посмотрите на эту лошадь на ветру, она была сделана в 1895 году на майскую выставку в Париже, весь ее образ - олицетворение одиночества. Или на эту фигурку коровы. Они ведь живые! У датского фарфора в пластике как будто передано внутреннее состояние скульптуры... Таких фигурок выпущено ограниченное количество, и их все меньше и меньше. Или вот эта респектабельная пара: они богаты, они в возрасте, когда-то любили друг друга, но теперь они уже ничего не чувствуют. Все это передал скульптор.
По словам Колодко, фарфор - это инвестиции, которые никогда не потеряются, завтра эти фигурки, как и посуда, будут стоить дороже. Например, статуэтка азиатской храмовой танцовщицы датского фарфорового завода стоит сейчас минимум 150-200 тысяч рублей.
- Цена всегда вопрос переговоров. У этой фигурки головной убор с кучей шипов, здесь много элементов, которые могут побиться, отколоться. Фарфор очень хрупкая вещь, которую тяжело перевозить на выставки и аукционы. Битая или отреставрированная скульптура сильно теряет в цене, поэтому представьте, как мы бережем каждую вещь, - отмечает коллекционер.
Дороже драгоценностей
А Виктория Водолазова, сотрудница магазина винтажных украшений, рассказала, что ценность представляет даже бижутерия, причем она может стоить дороже иных ювелирных изделий. Но сейчас путают стиль винтаж и само понятие на фоне поголовной моды на это слово.
- Бижутерия может быть ценнее золота, к примеру, за счет имени дизайнера, - рассказывает Виктория. - Например, Лоуренс Верба, Стенли Хаглер - все их вещи изготовлены в единственном экземпляре. Если за 35-45 тысяч рублей можно купить ювелирное антикварное кольцо конца XIX века, то такая бижутерия обойдется в сумму от 60 до 180 тысяч рублей, а "Шанель" 1950-х годов сейчас стоит под 200 тысяч. Это отличное вложение денег для коллекционеров, а к тому же все это можно носить.
По словам Виктории, украшения каждые полгода дорожают сами собой, поэтому вкладывать в них выгодно. В России мало кто имеет такие украшения дома, в основном это чешские и немецкие трофейные вещицы из бабушкиных шкатулок 1945-1949 годов.
- Характерно, что в большинстве случаев покупатели бижутерии "покупают" свою молодость, - подмечает Виктория, - то есть по выбранной вещи сразу можно понять, сколько человеку лет и чего ему в то время не хватало. Это выработанная ностальгическая тенденция. А те, кому нечего вспоминать в силу возраста, просто покупают, что нравится. Например, камеи полюбили молодые девушки, а это специфическое украшение для тех, кто моложе 20 и старше 80, потому что оно старит.
"Священный залог"
Коллекционер икон Владимир Воротилин, который поддерживает семейную традицию собирания ценных икон, рассказал корреспонденту "РГ", что новые экземпляры приходится отыскивать по всему миру, поскольку в свое время практиковался едва ли не массовый вывоз религиозных ценностей.
- У нас только "грустные остатки" конца 1980-1990-х годов из Венгрии, Польши, Германии, ведь в начале своего существования советская власть торговала со всем миром, и все это вывозилось за границу в огромных количествах, - поясняет он. - Мы выискиваем ценные экземпляры, представитель едет на аукцион, покупает, растаможивает. Особую ценность представляет так называемая подписная икона с именем автора, таких примерно одна на тысячу. Например, вот эта икона Георгия Победоносца стоит около миллиона рублей. И много зависит от имени автора. Как известно, и Малевич, и Кандинский тоже "не брезговали" иконописью.
С таким специфическим предметом связано много странных историй, которые вспоминает Воротилин. Человек пришел, купил икону просто так - она ему необъяснимо понравилась, а через год женился на девушке с именем святой. Счел это счастливым совпадением. Или во время кризиса в 1990-е годы у одной женщины разорилась оптовая база, дело всей жизни, и жить стало не на что. Она принесла перекупщику две иконы, он их выкупил тогда за пять тысяч долларов, и эти деньги позволили ей подняться, более того, она возродила дело и выкупила свой своеобразный "священных залог" обратно.
- Я бы не назвал это инвестициями, - говорит Воротилин. - Это скорее для души. Как правило, собиратели уже давно не воспринимают иконы как религиозный предмет. Но раз человек интересуется иконами, точно могу сказать, неспроста, это он что-то "отрабатывает" в своей жизни. Чем больше икона намолена и чем дольше ходила в людях, тем более она ценна не в материальном, а в духовном плане. Причем сейчас большая мода на мерные иконы, которые пишутся по размеру новорожденного. Однако это чистая коммерциализация, такие иконы писали только на рождение царских детей, в мире их известно только десять штук. Однако бизнес подхватил идею, и теперь любой желающий может за деньги такую заказать. А это неправильно.
Не покупать все подряд
В каждом виде коллекционирования свои тенденции, есть даже противоположные. Например, в нумизматике и бонистике (коллекционировании банкнот и ценных бумаг) зарубежные деньги стоят дороже, так как растет доллар и евро. Однако на международных нумизматических выставках уже давно ничего интересного не происходит, там настоящий застой, и это шанс для России.
- Отечественный рынок предметов коллекционирования развивается так же, как и международный, - подытожила Наталья Глущенко. - Сейчас все меньше интереса к изобразительному искусству, так как подделки заметно подорвали рынок, и инвестор понял, что он беззащитен, когда даже подпись эксперта не является гарантией подлинности. В итоге после всплеска интереса к советской живописи у коллекционеров на первый план вышло декоративно-прикладное искусство - фарфор, стекло, мелкие предметы интерьера, а мебель вообще перестала пользоваться популярностью. При этом все понимают, что искусство подделки будет совершенствоваться параллельно с развитием технологии анализа и экспертизы, и это противостояние будет вечным. Для определения подлинности вещи уже давно нужно обращаться к нескольким специалистам-оценщикам.
Специалисты считают, что российский рынок антиквариата сейчас переживает процесс изменений. Вместо периода бездумных покупок, когда по стране ходило огромное количество свободных денег, наступает эпоха, когда люди стараются покупать вдумчиво и хорошие вещи, спрос и предложение уравновешиваются. За границей некоторые банки уже начали предлагать арт-счета, когда часть капитала можно вложить в предметы искусства и коллекционирования, потому что они растут в цене постоянно.
Справка "РГ"
Самого слова "бижутерия" на рынке довольно долго не существовало, были ювелирные (драгоценные) и костюмные украшения (бижутерия). В России последнюю категорию в основном покупают именно для ношения, в то время как за рубежом - для коллекции. Изделия конца XIX века и 20-30-х годов ХХ века в стиле ар-нуво по непонятной причине в мире не очень популярны, к тому же на рынке среди них много поврежденных украшений. Для их восстановления приходится закупать лом, ювелирное стекло. Если до середины прошлого века использовали в основном латунь с позолотой, то позже стали применять ювелирные сплавы, в том числе специальный запатентованный ювелирный сплав с добавлением золота "трифариум".