Ленобласть отказалась от идеи "родительской зарплаты"

У школьников завершились новогодние каникулы, большинство учеников вернулись за парты. Однако есть и те, кто проходит обучение на дому, причем не по медицинским показаниям, а по желанию родителей. Учителями в этом случае становятся папы и мамы, но вот платить им зарплату или нет - решают местные власти. Корреспондент "РГ" разбиралась в ситуации в Ленинградской области.

Елена Овсепян, жительница Шлиссельбурга, обучает своего сына, девятиклассника Давида, на дому. До прошлого учебного года Елене ежемесячно выплачивали "родительскую зарплату". Ведь в прежней редакции ФЗ "Об образовании" родители, выполняющие одновременно функции педагогов, имели право на часть норматива подушевого финансирования при условии, что ребенок проходит школьную программу не в учебном классе, а на дому. Новый закон "Об образовании" отдает этот вопрос на усмотрение регионам.

В Ленинградской области образование в форме семейного обучения получает 71 человек. Заработную плату их родителям не платят. Однако Елена Овсепян, узнав, что в некоторых регионах России родители, оказавшись в аналогичной ситуации, проявили настойчивость и добились выплат упраздненной компенсации, решила действовать сходным образом. Она тщательно изучила документы, побывала на приеме у специалистов комитета по образованию и добилась того, что с 1 января 2013 года по 31 мая 2014-го ей произвели выплаты, как сказано в официальном ответе комитета образования Ленобласти, "в полном объеме".

Но с 1 сентября в Ленобласти решили однозначно: компенсацию (заработную плату) родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, не выплачивать. Региональное законодательство такую меру не предусматривает.

- У меня весомые аргументы за то, чтобы мой сын обучался на дому, - говорит Овсепян. - Не потому, что Давид не может учиться в общеобразовательной школе: он вполне здоровый, развитой мальчик. Но получение образования по форме "семейное обучение" значительно экономит силы и время. Кроме того, мой муж - священник, ему часто приходится бывать в разъездах: если дети не связаны ежедневным посещением уроков, ездить семьей по миру проще.

Однако обращаться в надзорные органы, чтобы те убедили региональных законотворцев изменить закон, Елена не хочет. В вопросах обучения и воспитания, считает она, лучше договариваться мирным путем, не доводя конфликт до судебных разбирательств.

Прямая речь

Владимир Цой, председатель постоянной комиссии по образованию и науке Законодательного собрания Ленинградской области:

- Я не вижу целесообразности принимать в Ленинградской области закон, предусматривающий выплаты родителям. Здесь следует исходить из специфики региона. Возможно, в Карелии или где-нибудь в районах Крайнего Севера такой закон действительно необходим. Выплачивать родителям, проживающим в малонаселенных пунктах, зарплату, чтобы они обеспечивали своим детям образование на дому, вместо того чтобы открывать малокомплектную школу со штатом учителей, вероятно, в тех условиях резонно и оправданно. У нас, в Ленинградской области, нет.

Боюсь, если такой закон был бы принят в нашем субъекте Федерации, им постарались бы, скорее всего, воспользоваться родители из асоциальных семей. Ради небольшой суммы в две-три тысячи рублей они станут настаивать на своем праве "семейного обучения", в результате чего мы получим серьезные проблемы с социализацией их детей, с их образованием. Тогда возникнет сложный выбор, кому позволительно воспользоваться такой формой, а кому - нет.