Действительно, еще в середине октября весь регион взбудоражила статистика, названная областной прокуратурой: из 969 домов, включенных в программу 2015 года, ремонт завершился лишь в пяти. Власти оправдывались, что на практическую реализацию, по сути, было отведено чуть более четырех месяцев, поскольку почти полгода ушло на корректировку неверных данных, представленных управляющими компаниями и органами местного самоуправления. За такой небольшой промежуток времени (в том числе когда регион заливают дожди, а потом засыпает снегом) выполнить столь существенный объем работ просто невозможно.
В то же время как минимум в пяти случаях, о которых говорила облпрокуратура, капремонт закончили вовремя (к концу года обновленных домов стало значительно больше). А это значит, что проведенными работами еще к середине осени были удовлетворены и муниципалитет, и технадзор, и специалисты Фонда капремонта, и жители - именно они ставят свои автографы в актах приемки. На поверку оказалось, что те пять многоквартирных домов расположены в двух муниципальных образованиях: три в Дегтярске, два в Заречном.
Корреспондент "РГ" отправился в Дегтярск, чтобы выяснить, почему в этом городе с капремонтом справились не на 24 процента, как в целом по региону, а на 90.
Причин несколько. Во-первых, дома здесь небольшие - как правило, двухэтажные восьмиквартирники: объем работ гораздо меньше, чем, например, в пятиэтажках, и с собственниками, в случае надобности договориться проще. Во-вторых, шесть лет назад в Дегтярске удалось отремонтировать 52 здания на 262 миллиона рублей. То есть дома хоть и старенькие - 50-х годов прошлого века, но в весьма сносном состоянии. В-третьих, как говорит начальник местного управления ЖКХ Евгений Распутин, капремонт в городе начался уже в апреле, как только определился подрядчик - екатеринбургская фирма.
В ближайшие три года в Дегтярске должны отремонтировать 23 дома, восемь из них стояли в программе на прошедший 2015 год. На сегодня, по сути, работы закончены в шести. Перед самым Новым годом мы еще застали рабочих, укладывающих утеплитель под крышей одной из двухэтажек и закрепляющих конек на кровле. Не удалось закончить ремонт в двух домах (часть работ перенесли на 2016 год), но, если разобраться, вины ни подрядчика, ни муниципалитета в этом нет. В одном доме жильцы захотели, чтобы им поставили не просто металлические газопроводные трубы, а бесшовные. Заказчик - Фонд капремонта - пошел навстречу, но переговоры и согласования отняли необходимое для замены труб время. В другом доме капремонт сделали, но в процессе обнаружились недочеты, которые не были отражены в смете. Оценщики посчитали, что крыша, которую меняли в 2004 году, еще пригодна для эксплуатации. На деле она оказалась ветхой. В итоге заказчик согласился выделить деньги на дополнительный ремонт, но опять же время ушло, выпал снег.
- К обследованию первых домов жителей не особо привлекали. Управляющие компании не проявляли заинтересованности. Поэтому уже в ходе ремонта начали всплывать ошибки, - рассказывает Виталий Пицык, главный техник УЖКХ. - Например, на Литвинова, 15, когда рабочие ходили по крыше, прогнулось перекрытие, на головы жильцов посыпалась штукатурка. Подрядчик, конечно, все восстановит, но ведь можно было с самого начала более тщательно обследовать здание. Поэтому дома, которые отремонтируют в следующем году - по плану их шесть, уже осмотрены с привлечением собственников и УК. Подрядчик будет тот же, поэтому мы сразу договорились, какие работы можно исключить, если ремонт в недавнем прошлом уже проводился, а какие добавить: в нашем городе, допустим, большие проблемы с водоотведением.
Сегодня отремонтированные дома на улицах Литвинова и Калинина видно сразу - они приятного глазу розоватого или персикового оттенка. Только одна двухэтажка разноцветная: видимо, у рабочих не хватило краски, поэтому они три стены дома покрасили в светло-оранжевый цвет, а четвертую - в розовый. Это не единственная претензия жильцов к подрядчикам.
- Отмостки и цоколь заливали уже в ноябре, когда пришли холода. Рабочие, конечно, убеждают: все сделали по нормативам, однако я совсем не уверен, что по весне бетон не вздыбится или не провалится, - рассказывает Михаил Кушмир, старший по дому № 15 на улице Литвинова. Про пятилетнюю гарантию на все ремонтные работы он знает, правда, не особо надеется, что подрядчик сможет устранить всплывший через несколько месяцев брак. - А еще поставили нам в подъезд светильники с датчиками движения. Во-первых, они срабатывают с опозданием, когда уже поднимешься на лестничную площадку, а во-вторых, выключатель у них не предусмотрен - получается, если датчик выйдет из строя, мы вообще останемся без света.
Хотя дегтярцы почему-то не учитывают, что светодиодные лампы с датчиками позволят экономить электроэнергию. По подсчетам старшей по дому, шестиподъездной пятиэтажки в Екатеринбурге, вложенные в замену ламп 125 тысяч рублей окупились уже через три месяца, ежемесячно экономия составляет 1000 киловатт.
С другой стороны, есть у жителей дома на Литвинова, 15 обида и на Фонд капремонта.
- Мы сберегли государству полмиллиона рублей: годом раньше за собственные деньги поменяли водопроводные трубы и систему канализации, сделали пластиковые стояки в квартирах, установили новую дверь в подъезде. Но несмотря на это, когда попросили покрыть крышу не шифером, а более долговечным железом, нам отказали, - расстраивается Михаил Кушмир.
Нюансов во взаимоотношениях жителей домов, где проводится капитальный ремонт, заказчика работ и подрядных организаций настолько много, что все и не описать. Есть в Дегтярске дом, жильцы которого доказали, что им очень нужны водостоки и сливы. Здание действительно расположено на склоне небольшой горки, пройти вдоль его стены можно только по узким отмосткам вдоль фундамента, а это значит, что во время любого маломальского дождя вода с крыши капает прямо на голову. Необходимые комплектующие привезли уже зимой и монтировали под Новый год.
А жильцам другого дома настолько понравилось, как работала бригада, ремонтировавшая соседнее здание, что они поставили условие подрядчикам: хотим именно этих мастеров (благо на каждом подъезде вывешены информационные листки с сотовыми телефонами ответственных лиц, в том числе инженеров, следящих за ходом работ).
Когда выяснилось, что так полюбившиеся дегтярцам рабочие уезжают в другой город, жильцы согласились приостановить ремонт своего дома на месяц, лишь бы дождаться желанных специалистов. И сейчас, кстати, нисколько об этом не жалеют.
- Не боитесь, что к следующему году жители войдут во вкус и будут менее сговорчивы и более капризны: потребуют конкретных ремонтников, определенные трубы, крышу, цвет штукатурки? Ведь на переписку с заказчиком может уйти несколько месяцев, а промедление грозит срывом сроков, - спрашиваю у начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Дегтярска.
- Не боюсь. Программа и рассчитана на то, чтобы привести в порядок жилой фонд. Если требования жильцов не противоречат законодательству, значит, они правомерны, значит, есть смысл писать заявления и по поводу труб, и по поводу крыши, - отвечает Евгений Распутин.