На Урале предложили разбираться с неплатежами в духе "лихих 90-х"

В конце прошлого года мэр Нижнего Тагила Сергей Носов предложил обратиться к положительному опыту девяностых годов прошлого века, чтобы попытаться решить проблему взаимных неплатежей как между промышленными предприятиями, так и между хозяйствующими субъектами и бюджетом.

В частности, глава города рассказал, что местная казна в прошлом году недополучила налоговых платежей на сумму 372 миллиона рублей. Но у муниципалитета нет инструментов, позволяющих влиять на процесс взимания налогов с предприятий-неплательщиков.

- Считаю, чтобы решить этот вопрос, можно обратиться к опыту 90-х годов прошлого века, избегая ошибок, перегибов и злоупотреблений того времени. Предлагаю вернуть положительные финансовые инструменты, такие как выпуск векселей и разрешение взаимозачетов, - заявил Сергей Носов.

Не меньше властей обеспокоены проблемой неплатежей и крупные предприятия. В этой сфере долги работают по принципу домино: к примеру, Высокогорский горно-обогатительный комбинат должен поставщикам электроэнергии почти 200 миллионов рублей, потому что ему, в свою очередь, задолжал 400 миллионов Челябинский металлургический. Неважно, с кого началась цепочка взаимных неплатежей, главное сегодня - не допустить остановки производств и предотвратить разрастание снежного кома долгов. И здесь местные власти возлагают надежды на подзабытые сегодня финансовые инструменты "лихих девяностых".

- Вексельные и зачетные схемы расчетов между коммерческими организациями сегодня прямо предусмотрены законодательством Российской Федерации, - напоминает адвокат Алексей Гордейчик. - Широкое распространение они традиционно получают в периоды экономических кризисов, когда цена "живых" денег возрастает многократно.

Различные механизмы небанковских расчетов расплодились в конце прошлого века в первую очередь из-за дефицита денежной массы. Другой причиной стало блокирование банковских счетов многих предприятий. Прямого сходства с нынешней ситуацией эксперты пока не видят, однако отмечают, что линейка платежных средств, доступных бизнесу, теоретически может быть расширена.

- Я думаю, что сегодня на использование такого инструмента могут решиться прежде всего предприятия, имеющие большое количество субподрядчиков или аутсорсинговых партнеров, например строители, которые покупают материалы, машиностроители, для которых изготавливает комплектующие ряд мелких предприятий, - отмечает вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Марина Вшивцева. - Использование векселей позволит снизить стоимость заемных денег внутри подобной производственной цепочки.

Однако при этом эксперт подчеркивает, что на практике многие предприятия пока не готовы к вексельному обращению: слишком велики финансовые риски - выписанный вексель на деле может пойти куда угодно, в том числе совсем не на взаимозачет.

- Одновременная простота и сложность таких способов исполнения долговых обязательств, многогранность специфических жизненных ситуаций, в рамках которых они применяются, а также возрастание в неспокойное время активности "идейных борцов за денежные знаки" провоцирует многочисленные правовые конфликты, - говорит Алексей Гордейчик. - По той же причине не отличается однообразием практика разрешения судебных споров по подобным поводам. Напомню к тому же, что вопросы оборота простых и переводных векселей на территории Российской Федерации до сих пор регламентируются постановлениями ЦИК и СНК СССР образца 1937 года, вокруг которых до настоящего времени ведутся активные теоретические и практические дискуссии. С другой стороны, при должном правовом и организационном обеспечении таких сделок они не представляют опасности для бизнеса.

Впрочем, и пользы большой не принесут, считает юрист Алексей Головченко.

- Вексель как зафиксированное долговое денежное обязательство в современных экономических условиях оказывается бессмысленным и может стать лишь способом очень кратковременной отсрочки платежа за счет удлинения и запутывания цепочки участников оборота. При этом он еще и открывает возможности для злоупотреблений, чем этот инструмент и прославился в кризис 2008 года. Но по сути он не решает проблему снижения долговой нагрузки, - считает он.

С другой стороны, по словам эксперта в области налогового аудита Юлии Домаревой, при одном упоминании векселей у ее коллег в головах загорается тревожная "красная лампочка": еще несколько лет назад суды были завалены делами о попытках уклонения бизнеса от уплаты налогов с применением вексельных схем.

- Расчет векселем - излюбленный прием фирм-однодневок, - констатирует Юлия Домарева. - Налоговые инспекции очень любят проверять подобные операции, потому что в них полно лазеек. Неоднозначен и вариант использования долговых инструментов при расчетах с бюджетными предприятиями.

В том же Нижнем Тагиле сложилась довольно типичная ситуация. Горно-обогатительный комбинат задолжал в 2015 году городу 50 миллионов рублей за аренду земли. С другой стороны, муниципалитет в 2016-м планирует потратить примерно такую же сумму на закупку щебня для ремонта дорог.

- Если бы я мог в счет задолженности забрать щебенку, это было бы здорово, - отмечает Сергей Носов. - Но по закону необходимо через конкурс определить компанию-поставщика и покупать у тех людей, которые нам не должны. Живые деньги уйдут, долг никто не погасит.

По мнению большинства экспертов, при творческом и глубоком подходе к составлению конкурсной документации, исход конкурса можно прогнозировать, однако в небольших муниципалитетах, где уровень подготовки и квалификации соответствующих специалистов невысок, напрямую совершать такие операции практически невозможно.

Что касается распространенных в конце прошлого века "бюджетных зачетов", то есть прекращения обязательств по уплате налогов в счет погашения задолженности бюджетов тех или иных уровней перед субъектом предпринимательства, то они в настоящее время налоговым законодательством не предусмотрены.

- Пока эта схема полностью нереальна. Такие взаимозачеты невозможны, у муниципалитетов нет на это прав, - подчеркивает эксперт Аркадий Брызгалин.

Раньше подобные операции действительно были возможны, потому что закон четко не регулировал эту сферу. Потом появилось новое законодательство, которое прямо предусмотрело, в каких именно случаях предусмотрен зачет по налогам. Статья 78 Налогового кодекса гласит, что возможен зачет только по налогам соответствующего вида: земельный налог и налог на имущество - других вариантов нет. Глав муниципалитетов можно понять: с одной стороны, долг, с другой - переплата, ее хочется "схлопнуть", но это разные виды задолженностей, они неоднородные, поэтому зачесть их баш на баш нельзя.

Изменение ситуации возможно, но только на уровне федерального законодательства, отмечают эксперты: если из регионов наверх станут регулярно поступать соответствующие сигналы.