Александр Иванович, коррупция - одно из самых серьезных угроз государству. А пожалуй, единственное, чего боятся отечественные коррупционеры, - знакомства с вашим ведомством. Какой вклад СКР вносит в противодействие коррупции?
Александр Бастрыкин: К компетенции Следственного комитета отнесено расследование преступных деяний, совершаемых представителями всех ветвей государственной власти, что дает нам реальную возможность пресекать любые коррупционные проявления, в том числе в высших органах госвласти. За пять лет нашей деятельности в качестве самостоятельного федерального государственного органа в суд направлено более 44 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Из них свыше 27 тысяч - в отношении должностных лиц и почти 18 тысяч уголовных дел в отношении взяткодателей. Без преувеличения можно констатировать то, что нам удалось нанести существенный урон организованной преступности. В суд направлено 242 уголовных дела об организованных коррупционных группах и 15 - о преступных сообществах.
Никто не спорит, поймать коррупционера за руку сложно, но куда сложнее вернуть в казну то, что потеряно. Как возмещаете потери от коррупционных преступлений?
Александр Бастрыкин: За пять лет размер ущерба, причиненного государству, гражданам и юридическим лицам от коррупционных преступлений, составил свыше 90 млрд. рублей. Возмещено 22,3 млрд. рублей и почти на такую же сумму наложен арест на имущество обвиняемых. Если точнее, 21 млрд 334 млн.
Какие технологии помогают выявлять коррупционеров?
Александр Бастрыкин: Всем очевидно, что победу определяет сосредоточение сил на важнейших участках борьбы. Для этого в Следственном комитете созданы и активно действуют специализированные подразделения как по расследованию, так и по процессуальному контролю по уголовным делам о коррупции. В том числе в отношении лиц особого правового статуса, а также о наиболее сложных - налоговых преступлениях.
Нами заключены соглашения о сотрудничестве со Счетной палатой РФ, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом. Созданы межведомственные рабочие группы, проведены совместные заседания коллегий. Весь этот комплекс организационно-управленческих мер позволил нам значительно эффективнее пресекать хищения в сфере финансирования государственных программ по укреплению обороноспособности нашей страны.
Своих "героев" коррупционного фронта желательно знать в лицо. Давайте поговорим о них не в общих цифрах, а на конкретных примерах.
Александр Бастрыкин: Завершены следственные действия по делу в отношении бывшего начальника "Дальспецстроя" Хризмана и главного бухгалтера предприятия Ашихмина, обвиняемых в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве космодрома Восточный.
С помощью специалистов Счетной палаты следствием установлено, что в 2011-2013 годах указанные лица из 22 миллиардов 600 миллионов рублей, полученных в качестве авансов по одиннадцати государственным контрактам на выполнение работ по строительству объектов космодрома, незаконно израсходовали свыше 5 миллиардов рублей.
По версии следствия, эти денежные средства были использованы для погашения кредитных обязательств "Дальспецстроя", что привело к причинению бюджету России значительного материального ущерба в сумме 5 миллиардов 160 миллионов рублей.
Среди ваших "клиентов" немало непростых коррупционеров, тех, кого в народе назвали неприкасаемыми, а вы называете их лицами с особым правовым статусом.
Александр Бастрыкин: В своей работе мы стараемся добиться изобличения и наказания любого взяточника, невзирая на его должностное положение. За 5 лет работы в отношении 3067 обвиняемых, обладающих особым правовым статусом, уголовные дела направлены в суд.
В их числе 270 следователей органов внутренних дел, 52 следователя Следственного комитета, 36 следователей наркоконтроля, 76 прокуроров, 261 адвокат, 1060 депутатов органов местного самоуправления, 1017 глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 52 депутата законодательных органов субъектов России и 20 судей.
Достаточно сказать, что к длительным срокам лишения свободы за взяточничество осуждены бывший губернатор Тульской области Дудка, а также мэры Ставрополя Бестужев, Астрахани Столяров, глава города Рыбинска Ярославской области Ласточкин. Признан виновным в покушении на мошенничество бывший член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Ненецкого автономного округа Сабадаш, который создал организованную преступную группу с целью хищения денежных средств из бюджета России путем незаконного возмещения НДС.
Кто из нерядовых привлекает самое пристальное внимание Следственного комитета?
Александр Бастрыкин: Мы делаем упор на выявление наиболее опасных форм взяточничества, совершаемого организованными преступными группами, невзирая на прошлые заслуги и занимаемые должности.
К примеру, в марте 2015 года Главным следственным управлением предъявлено обвинение губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину в получении взятки в сумме свыше пяти с половиной миллионов долларов США за совершение действий в пользу Сахалинской компании "Энергострой".
А в сентябре 2015 года управлением по расследованию особо важных дел предъявлено обвинение главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру и его заместителю Чернову в организации преступного сообщества и мошенничестве. Они, а также еще 13 высших должностных лиц республики арестованы. У них изъяты финансовые документы по легализации похищенных активов на общую сумму свыше одного миллиарда рублей.
Именно такие жесткие меры необходимы для обеспечения экономической безопасности страны.
В целом же для этой цели при президенте РФ действует специальный орган - Совет по противодействию коррупции.
Александр Иванович, а какова роль Следственного комитета в реализации государственных мер по противодействию терроризму?
Александр Бастрыкин: По инициативе Следственного комитета и ФСБ России в ноябре 2013 года принят закон, которым Уголовный кодекс РФ дополнен нормами, устанавливающими уголовную ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; за организацию террористического сообщества и участие в нем; за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации.
Этим Федеральным законом также установлено, что возмещение вреда (включая моральный вред), причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет средств лица, совершившего террористический акт. И, что очень важно, - за счет средств его близких родственников и близких лиц при наличии данных о том, что деньги и ценности получены ими в результате террористической деятельности и являются доходом от такого имущества.
Подчеркну, что расследованию террористических актов Следственным комитетом уделяется особое внимание. За 5 лет нашей работы в суд направлено 408 уголовных дел о преступлениях террористической направленности и 1209 - о преступлениях экстремистского характера.
Совместно с нашими коллегами из ФСБ и МВД России раскрыты террористические акты, совершенные в Москве, Волгограде, Ставропольском крае. В Кабардино-Балкарской Республике по результатам нашей совместной работы признаны виновными в нападении на Нальчик в 2005 году 57 участников вооруженного мятежа.
Изобличен и осужден бывший мэр Махачкалы Амиров, готовивший террористический акт против главы регионального Пенсионного фонда. Успешно расследованы и другие преступления террористического характера.
Особый по сложности регион для ваших сотрудников - Северо-Кавказский федеральный округ. Как бы вы оценили работу своего ведомства в этом непростом регионе?
Александр Бастрыкин: В Северо-Кавказском федеральном округе на постоянной основе активно действует межведомственная оперативная группа, состоящая из работников Следственного комитета, ФСБ, Национального антитеррористического комитета и МВД.
Кроме того, в каждом субъекте округа эффективно работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы, к главным задачам которых отнесено раскрытие и расследование убийств и преступлений террористического характера. В экстремальных условиях нам совместно удалось изобличить и изолировать большинство участников преступных групп, дестабилизирующих обстановку в округе. И это - не рядовые дела.
К примеру, пресечена преступная деятельность банды "Виллаят Галгайче", совершившей более 30 особо тяжких преступлений на территории Северной Осетии и Ингушетии.
Следует также отметить, что Указом президента РФ от 18 ноября 2015 года образована межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма, куда в целях блокировки счетов террористов Следственный комитет будет направлять материалы, содержащие сведения о причастности организаций и физических лиц к террористической деятельности.
Как организована деятельность Следственного комитета в новых субъектах Российской Федерации - Республике Крым и городе федерального значения Севастополе?
Александр Бастрыкин: До исторического воссоединения Крыма с Россией в Крыму и Севастополе не было органов, аналогичных Следственному комитету. Поэтому в короткие сроки здесь были образованы следственное управление по г. Севастополю, Главное следственное управление по Республике Крым и районные органы в этих субъектах, в которых служат сотрудники более чем из пятидесяти регионов России.
Какие еще были приняты меры для обеспечения безопасности и спокойной жизни населения Крыма?
Александр Бастрыкин: К примеру, по результатам проведенного нами расследования в июле 2015 года вынесен приговор одному из руководителей банды "Казиновская", который признан виновным в бандитизме, совершении убийств с применением огнестрельного оружия и вымогательстве в период с 1994 года по 2005 год в городах Керчи, Феодосии и Симферополе.
Наступательно ведется борьба с взяточничеством. В декабре 2015 года, как вы знаете, за покушение на получение от предпринимателя взятки в размере 300 тысяч долларов арестован глава администрации города Феодосии Щепетков, такая же мера пресечения избрана его заместителю Макарову.
Всего в производстве следственных органов СК, расположенных в Крымском федеральном округе, в 2015 году находилось 4658 уголовных дел, из которых 2046 уже направлены прокурору с обвинительным заключением. Криминогенная обстановка в Крымском федеральном округе остается стабильной, о чем свидетельствует то, что удельный вес преступлений относящихся к категории тяжких и особо тяжких, не превышает 20 процентов.
Вы не раз выдвигали важные законодательные инициативы, ваши предложения часто вызывали бурные споры, но многие из них уже приняты. Какие изменения в законодательстве вы считаете необходимыми?
Александр Бастрыкин: Противодействие преступности требует не только репрессивных, но и научно обоснованных, хорошо выверенных законодательных мер.
С 1997 года действует Уголовный кодекс, реализация которого, несомненно, стала одним из значимых этапов проводимой в стране правовой реформы. Вместе с тем активная правоприменительная деятельность следственных органов Следственного комитета выявила его определенные недостатки, замедляющие правовую реформу. Для ее дальнейшего развития нашим ведомством установлены тесные контакты с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Государственно-правовым управлением президента РФ, правовыми подразделениями силовых ведомств.
Благодаря такой поддержке в октябре 2014 года вступили в силу подготовленные по инициативе Следственного комитета поправки, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направляемые не только налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
И каковы конкретные итоги применения новых норм закона?
Александр Бастрыкин: Новые нормы уже дали положительный результат. В 2015 году существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, увеличились объемы поступающих в госказну платежей. Количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 68 процентов.
В ходе доследственных проверок и расследования налоговых преступлений возмещен ущерб на сумму свыше десяти миллиардов рублей. К примеру, в 2015 году благодаря взаимодействию с Федеральной налоговой службой по делу, возбужденному в отношении подозреваемого в уклонении от уплаты налогов генерального директора "Спецнефтегаза" Канайкина, в бюджет государства удалось вернуть свыше 787 миллионов рублей.
Полагаю, что результативность выявления налоговых преступлений в 2016 году будет повышаться, а суммы поступлений налоговых платежей в бюджет существенно возрастут.
Вступил в силу закон о налогообложении контролируемых иностранных организаций, в подготовке которого Следственный комитет принимал активное участие. Что это даст казне?
Александр Бастрыкин: Реализация закона даст возможность облагать в России налогом прибыль, которая выводится нашими резидентами за рубеж под видом дивидендов или посредством других искусственных схем.
Помимо этого вступил в силу подготовленный в Следственном комитете закон, который расширил сферу применения конфискации имущества. И сейчас предусмотрена возможность конфискации иного личного имущества осужденного на соответствующую сумму в случае недостаточности у виновного денежных средств .
Законодателями поддержаны и предложенные нами меры по устранению пробелов в правовом регулировании процесса приватизации. Внесен проект закона, который предусматривает запрет на участие в приватизации офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью, а также установление права проверять юридическую личность претендентов на совершение приватизационных сделок и представляемых им документов методами и средствами оперативно-разыскной деятельности.
Много в последнее время говорят о введении уголовной ответственности юридических лиц.
Александр Бастрыкин: В Следственном комитете подготовлен законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм и спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института невозможна и репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.
23 марта 2015 года зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков внес в нижнюю палату законопроект, предусматривающий введение указанного института.
Можно ли подробней поговорить об этом законе?
Александр Бастрыкин: Предполагается, что уголовная ответственность юридических лиц будет наступать по ряду статей Уголовного кодекса: за дачу взятки, за коммерческий подкуп, организацию экстремистского сообщества, теракт, массовые беспорядки, легализацию (отмывание) денежных средств, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, за торговлю людьми, использование рабского труда и другие.
Такие виды наказаний, как запрет на осуществление деятельности на территории России, а также принудительная ликвидация, определяются в проекте закона в качестве исключительных мер наказания. Они могут быть назначены юридическому лицу, причастному к совершению особо тяжкого преступления, при невозможности применения к нему более мягкого вида наказания с учетом тяжести совершенного деяния, а также характера наступивших последствий.
Безусловно, установление уголовно-правовых запретов для организаций, а также адекватных санкций за их нарушение позволит создать эффективный механизм противодействия преступности юридических лиц, под которым понимается совокупность преступлений, совершенных в интересах юридических лиц либо с использованием финансовых и иных возможностей юридических лиц.
Вами подготовлен законопроект о введении уголовной ответственности за создание и руководство деятельностью финансовых пирамид.
Александр Бастрыкин: Пирамиды представляют собой не что иное, как "мыльный пузырь" в сфере финансов. В июле 2013 года группой из 16 депутатов проект закона внесен в Государственную Думу. Думаю, что не стоит объяснять, что скорейшее введение в России уголовной ответственности за создание финансовых пирамид имеет принципиально важное значение для обеспечения экономической безопасности государства, особенно в современных условиях "антикризисных мер", предпринимаемых Правительством России.
Кстати, Следственный комитет активно старается исправить те деформации российского законодательства, которые произошли в девяностых годах в результате перестройки нашего общества по так называемому западному образцу.
К сожалению, из отечественного уголовного судопроизводства был исключен основополагающий принцип (в том числе и для суда) полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, то есть установления объективной истины.
Это отрицательно сказалось на качестве правосудия и доверии граждан к его справедливости, поскольку судья стал заложником спорящих сторон, вместо того чтобы разрешить уголовное дело по своему внутреннему убеждению.
В Государственную Думу депутатом Александром Ремезковым внесен законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу", в разработке которого Следственный комитет принимал самое активное участие.
Взамен состязательности с пассивной ролью суда законопроектом предлагается модель так называемой сбалансированной состязательности, когда судья в случае недостаточности имеющихся доказательств будет проявлять активность для выяснения подлинных обстоятельств дела именно для того, чтобы вынести справедливое итоговое решение.
Это даст судье возможность при недостатке предъявляемых сторонами сведений, не поступаясь совестью, получить все необходимые доказательства для формирования собственного внутреннего убеждения и вынести обоснованный приговор, который может быть как обвинительным, так и оправдательным.
Подчеркну, что в настоящее время на законопроект получен в целом положительный отзыв Верховного Суда.
Известно, что СКР внимательно следит за общественным мнением о самом себе. И как оно выглядит на ваш первый юбилей - пятилетие создания Следственного комитета?
Александр Бастрыкин: По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, граждане страны считают, что создание Следственного комитета позволило гораздо эффективнее бороться с преступностью. Мы стремимся идти в ногу со временем, предотвращая негативные явления, встречающиеся на пути развития нашего государства. В каждом субъекте работают общественные приемные Председателя СК, "телефоны доверия", действует Интернет-приемная СКР и прямая линия телефонной связи граждан с Председателем СК. Ведь от того, как мы выполняем свои обязанности, зависит настрой, жизнь и здоровье людей.
Пользуясь случаем, поздравляю всех сотрудников Следственного комитета, членов их семей, ветеранов следственных органов страны, наших кадетов с пятой годовщиной образования Следственного комитета и желаю здоровья, счастья, спокойствия и оптимизма.
С учетом сложившейся в стране экономической ситуации нужно ли законодательно обеспечить защиту национальной валюты?
Александр Бастрыкин: В современных условиях на курс рубля оказывают давление не только фундаментальные экономические факторы (цены на энергоресурсы, политика США по укреплению доллара США и т.д.), но и спекулятивное воздействие. Особенно негативное воздействие оказывают спекуляции, основанные на манипулировании валютным рынком и использовании инсайдерской информации.
Уголовная ответственность за эти деяния предусмотрена статьями 185.3 и 185.6 Уголовного кодекса РФ. Вместе с тем в связи с редакционным несовершенством они имеют крайне низкий правоприменительный потенциал, о чем свидетельствует и статистика. За три года действия этих статей возбуждено всего три дела, при том, что ни одно из них не направлено в суд.
Например, обязательным признаком состава манипулирования рынком является последствие в виде существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом от уровня, который сформировался бы без учета манипуляционных действий. Однако установить с предельной точностью параметры рынка, которые сформировались бы без указанных действий, практически невозможно. Кроме того, эти выводы все равно будут носить вероятностный характер, что недопустимо в уголовном праве. Также неясно, какой размер отклонения может носить существенный характер.
Также обязательным признаком составов рассматриваемых преступлений является крупный ущерб или излишний доход либо избежание убытков в крупном размере. Точный расчет этих показателей также не всегда возможен, так как преступления данной категории могут причинять прямо или косвенно ущерб неопределенному кругу лиц, интересы которых часто носят разнонаправленный характер. То есть ослабление рубля может соответствовать интересам одних участников рынка (играющих на повышение его курса) и не соответствовать интересам (причинять ущерб) других участников.
В связи с этим предлагается в статье 185.3 УК РФ криминообразующий размер манипулирования рынком связать не с суммой причиненного ущерба или полученного сверхдохода, а с долей (в процентном или ином выражении), на которую изменились показатели цены, спроса, предложения или объема торгов в результате неправомерного вмешательства.
Кроме того, существенное отклонение показателей цены, спроса, предложения, объема торгов и иных параметров в результате манипулирования рынком и использования инсайдерской информации уже само по себе представляет общественную опасность, так как влечет за собой причинение вреда добросовестным участникам, а в конечном счете, и потребителям.
Также необходимо активно бороться с различного рода "мыльными пузырями" на финансовом рынке, то есть финансовыми инструментами, не обеспеченными какими-либо ликвидными активами. Зачастую именно перенасыщенность рынка такими средствами влечет за собой финансовый кризис, который в дальнейшем переходит и на другие рынки.
И что делать в таком случае?
Александр Бастрыкин: Заинтересованными ведомствами во взаимодействии со Следственным комитетом предложено установить уголовную ответственность за выпуск и оборот денежных суррогатов, то есть не предусмотренных законом средств платежа.
Необходимость введения уголовной ответственности за рассматриваемое деяние обусловлена получившим широкое распространение в последние годы оборотом так называемых виртуальных криптовалют, наиболее известной из которых является биткоин.
Виртуальные валюты выпускаются физическими лицами, не обеспечены никакими ликвидными активами, поэтому подвержены существенным курсовым колебаниям, в том числе спекулятивного характера. Курс биткоина только за последние два года вырос более чем на 1000 процентов .
Транзакции в системе криптовалют производятся анонимно, без централизованного контроля и бесплатно. Анонимность платежей мотивирует к использованию виртуальной валюты для совершения преступлений, в том числе таких, как торговля наркотиками, оружием, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов. По данным Генеральной прокуратуры РФ, оплата незаконно поставляемых запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ нефти и газа, а также вербовка новых членов этой террористической организации осуществлялись с помощью виртуальных валют.
О необходимости запрета подобного рода платежных средств указано и в рекомендациях, подготовленных по итогам экстренной встречи министров юстиции стран ЕС, прошедшей в ноябре прошлого года в Брюсселе. Встреча прошла после терактов во Франции.
Кроме того, денежные суррогаты более конкурентоспособны по сравнению с легальными деньгами, что влечет их стремительное распространение. По экспертным оценкам, объем оборота денежных суррогатов в России уже достигает 1 процента от ВВП. При превышении этого показателя более чем на 10 процентов данный инструмент будет представлять реальную угрозу финансовой стабильности государства. Ведь неконтролируемое расширение фактического объема денежной массы в обороте за счет суррогатов повлечет обесценение и постепенное вытеснение с валютного рынка рубля. В результате государство может утратить монополию на эмиссию денег и доход от этой деятельности.
Поэтому лучше было бы пресечь распространение денежных суррогатов уже на этапе начального становления этого рынка.