Этот валлийский голос: Ричард Бертон, Алан Рикман, Энтони Хопкинс
Несколько лет назад британская ВВС всерьез задалась академической стороной этого вопроса. По результатам исследования лингвиста Рода Уолтерса оказалось, что большинство вариаций валлийского акцента демонстрируют мелодичность, которая бессознательно достигается путем особого интонирования, не присущего носителям английского из других частей Соединенного Королевства, возникшего далеко не в последнюю очередь под влиянием валлийского языка, принадлежащего к кельтской группе. Валлийский акцент, согласно его наблюдениям, моментально узнаваем жителями других мест, но какие именно переходы отличают его от остальных разновидностей английского, присутствующих на исторической территории его распространения, на настоящий момент еще недостаточно глубоко изучено. Ученым также было подмечено, что эти речевые особенности четко прослеживается даже у дикторов новостных программ радио и телевидения, хоть и в существенно сглаженной форме. В наши дни, благодаря интернет-проекту ВВС "Voices" (Голоса), произвести собственное сравнение, не отходя от компьютера, может каждый.
В свое время поставленное ему на вид обладание этим особым "валлийским голосом" публично высмеял один из величайших английских актеров двадцатого века, родом из деревушки Понтридифен, Ричард Бертон. В авторской программе Майкла Паркинсона в 1974 году он пытался отмахнуться от всех попыток ведущего заставить признать за собой эту особенность, правда, с плохо скрываемым удовольствием.
Что более подходит для демонстрации высокого уровня притязаний и неординарности артистических дарований в англоязычном мире, как не "Гамлет" Шекспира? В кино им последовательно были Лоуренс Оливье, Дерек Джекоби, Кеннет Брана, Мэл Гибсон. Однако именно Ричарду Бертону удалось воплотить этот образ на непревзойденном доселе уровне, причем в заведомо более сложных условиях телеспектакля, в 1964 году на Бродвее, в режиссуре Джона Гилгуда.
Еще одним обладателем бархатного голоса, ставшего неотъемлемой частью мастерски им воплощенных актерских образов, стал безвременно ушедший Алан Рикман, хоть и уроженец Лондона, но имевший ирландские и валлийские корни. В статье, опубликованной на сайте британской газеты The Guardian, Питер Бредшоу, английский писатель и известный кинокритик пишет следующее: "Его лицо с орлиным носом, непередаваемое высокомерие сделали его звездой […]. И этот густой, звучный голос, который оказывал гипнотизирующее воздействие на аудиторию, рокот басовых обертонов, который мог прозвучать как скрип, как стон или как маняще-чувственное мурлыканье. Эти звуки просачивались каким-то таинственным образом через его полусомкнутые губы, как у чревовещателя".
Его врожденная скромность и элегантность с легкостью переносила его из современного мира в мир прошлого времен Джейн Остен и в мир фантастический, где, казалось бы, культурный багаж мало чем может помочь. Кроме того, не будем забывать, что одной из серьезных проблем актеров, снимавшихся в первых фильмах о Гарри Поттере, было то, что произведение Джоан Роулинг имело на тот момент открытый финал, не позволяя изначально выстроить весь образ героя.
Сэр Энтони Хопкинс, родом из того же края песен, появился на свет в канун нового, 1937 года в валлийском Порт Толботе. И, надо думать, с молоком матери впитал уже знакомую нам технику речевого бельканто, умение по-особому, без столь частой профессиональной обезличенности, скрывающей натужность, владеть дыханием и умением по-особому эмоционально выделять ключевые слова, безошибочно переходя от частных кульминаций к генеральным, ни разу не сбившись с заданного ритма.
Его, кстати, роднит с земляком Ричардом Бертоном особая любовь к замечательному валлийскому поэту Дилану Томасу, до недавних пор не особо известному отечественной публике
Ну и в заключение. Актер, родившийся в особо экзотическом даже по английским меркам месте, на остове Уайт, устремляющемся к некогда кельтскому полуострову Корнуолл, что на юго-западе Англии, Джереми Айронс. Велеречивые произведения Уильяма Вордсворта подвластны не всем, в силу необходимости внутреннего пропевания смысла для грамотного построения речевой фразы. Старшее поколение, в лице своих выдающихся представителей это умело. Остается надеяться, что магическое воздействие звуков, порождаемых гигантами, заставит и карликов, стоящих на их плечах, выйти за пределы своих мирских ограничений.