Итоги 2015-го: семерка хороших российских фильмов

После подведения итогов мирового кинопроката, было бы неправильным оставить без внимания отечественные фильмы, появившиеся на экране в 2015 году. Тем более что несколько картин действительно оказались достойны внимания, позволяя сохранять оптимизм даже на фоне чудовищного потока ужасных комедий и отвратительных драм.

"Ангелы революции"

Режиссер Алексей Федорченко и писатель Денис Осокин уже явили две интереснейшие совместные работы о жизни северных народов России - "Овсянки" и "Небесные жены луговых мари". Но если в них они размышляли о параллельной современному миру жизни мифа и сосуществованию языческого быта с постсоветской действительностью, в "Ангелах революции" модерн и традиция столкнулись лбами. Новая картина, изобилующая изящными отсылками и рисующая эпоху посредством ярких деталей, получилась действительно красочной, а ее образы - эффектными и парадоксальными.

"Находка"

Первый полнометражный фильм Виктора Демента, до этого отметившегося лишь плохой телеэкранизацией пьесы Александра Вампилова, получился неожиданно сильным. В основу сюжета "Находки" легла одноименная повесть замечательного писателя-гуманиста Владимира Тендрякова, в наше время незаслуженно забытого. Картина повествует о цене, которую приходится платить за примирение с собой и за стремление остаться - или стать - человеком. При этом Демент решился на попытку усложнить главного героя и таким образом расширить пространство для духовного и интеллектуального маневра. И, как ни удивительно, ему это удалось.

"Территория"

Ранее в 2015 году вышла еще одна экранизация советской классики - на этот раз весьма популярного в свое время романа Олега Куваева "Территория". Книга уже была перенесена на экраны в 1978 году Александром Суриным (в ноябре его не стало), теперь за работу над ней взялся Александр Мельник. Это - второй фильм российского режиссера после "Новой Земли", и его можно рассматривать как свидетельство творческого роста кинодеятеля. "Территория" Мельника действительно не уступает картине Сурина, а кое в чем - даже превосходит. Константин Лавроненко достойно сменил самого Донатаса Баниониса в роли Чинкова, а дополнительный час хронометража позволил более подробно рассказать о наполненной подвигом жизни советских геологов.

"Пингвин нашего времени"

Известный немецкий продюсер Штефан Арндт обратился как-то раз к своему другу Алексею Гуськову с предложением, от которого тот не смог отказаться. А именно - снять кино по сценарию талантливых киноделов из Германии в России. Так появился не лишенный недостатков, но самобытный и обаятельный совместный проект двух стран. Эта ненавязчиво претендующая на "фаргоподобность" история происходит на бескрайних просторах Русского Севера, где по стечению обстоятельств пересекаются пути опального олигарха-философа, мертвых пингвинов, российских спортсменов, влюбленной немки и беспринципного пройдохи-пингвиноненавистника. Алексей Гуськов в роли убийцы и мессии чудо как хорош, остальные персонажи достаточно выпуклы и колоритны, пейзажи завораживают, а сюжет весьма и весьма небанален.

"Метаморфозис"

Снятый супружеско-творческим дуэтом Сергея Тамараева и Любови Львовой, этот фильм прошел в прокате почти незаметно. Что не мешает ему занять свое законное место в этом рейтинге. Строго и минималистично снятая, с удачно подобранной к настроению и визуальному ряду классической музыкой драма рассказывает о неравной дружбе и обреченном побеге от реальности. Отдельно хочется отметить приятно удивившие актерские работы Егора Корешкова, более известного по роли тряпки-жениха дилогии "Горько!", а также Василисы Бернаскони - редкий случай достойной детской игры в отечественном кино.

"14+"

Лента Андрея Зайцева об обычном отроке, который проживает в московской малогабаритной квартире с чудаковатой матерью, учится в школе, слушает околофутбольный ска-панк, мечтает о мотоцикле, влюбляется и взрослеет. Поставлена настолько интимно и документально достоверно, что то и дело кажется, будто ее создатели покопались в чьих-то закромах памяти и вытянули оттуда самое потаенное. Немного пугает, но в целом - вызывает щемящую светлую грусть и оставляет после себя очень странное чувство, смесь ностальгии и опустошения.

"Спасение"

Иван Вырыпаев, уже оставивший заметный след в отечественном кино своей "Эйфорией", в 2015-м снова порадовал своих поклонников. На этот раз, впрочем, обошлось без нервной мелодрамы. Новая лента одного из самых интересных театральных режиссеров России - это всего-то пара диалогов (пусть и развернутых), созерцательная красота Гималаев, снятая камерой замечательного Андрея Найденова, непосредственная игра Полины Гришиной - и актуальное послание о важности коммуникации. Фильм - несмотря на свое христианское название - скорее, не о богоискательстве, а о необходимости устанавливать контакты. Причем как с ближними, так и с дальними - включая инопланетян, которые появляются тут в отличной юмористической вставке.