Это хорошая новость. Плохая заключается в том, что в ближайшие месяцы работодатели наметили сократить более 356 тысяч человек. Еще 277 тысяч человек находятся в простое, работают неполное время или отправлены в отпуска по инициативе администрации. Руководитель Роструда знает, кого еще ждут увольнения.
Всеволод Львович, весь прошлый год вы много внимания уделяли борьбе с теневой занятостью. Довольны результатом?
Всеволод Вуколов: Результатом стало то, что выявлено более 2 миллионов человек, которые работали без трудовых договоров. 1,8 миллиона из них уже легализованы. В каждом регионе действовали межведомственные комиссии, были созданы рабочие группы в муниципалитетах. Именно они оценивали ситуацию и принимали конкретные меры. Главы районов и регионов в первую очередь заинтересованы в выявлении нелегалов, за которых надо изыскивать недоплаченные средства на медобслуживание, социальную инфраструктуру. Ведь те, кто не платит налогов, все равно этим активно пользуются.
В каких отраслях нелегалов больше? И как выявить человека, который нигде не оформлен?
Всеволод Вуколов: Это, прежде всего, секторы экономики, которые предполагают привлечение людей к масштабным, но временным работам.
Сюда, конечно же, относится строительство и сельское хозяйство. Неформальный труд часто используется в торговле и сфере услуг - в организациях, клиенты которых в основном оплачивают товары или услуги наличными.
Как выявляем? К примеру, есть строительная компания, в которой числятся только директор и бухгалтер. Но при этом дома все равно строятся. И это уже повод побеседовать с руководителем и предложить ему легализовать своих работников. Еще одним индикатором являются данные Пенсионного фонда России - человек есть, а отчислений от работодателя нет. Тоже повод задуматься.
В первую очередь работа ведется с руководителями и собственниками таких предприятий. В 2015 году она имела наиболее значимые результаты в Белгородской, Кемеровской, Липецкой, Ивановской, Амурской областях, Татарстане, Мордовии, Башкирии, Республике Алтай и в Ставропольском крае. Здесь легализовано наибольшее число граждан по отношению к общему размеру регионального рынка труда.
Что значит - "работа"? Как воздействовать на работодателя, который не хочет заключать трудовые договоры и платить взносы?
Всеволод Вуколов: На первом этапе представитель организации, не заключающий трудовые договоры, вызывается на заседание межведомственной комиссии или рабочей группы, где перед ним ставится задача по выводу персонала из тени.
Если работодатель продолжает нарушать закон, в его отношении могут применяться административные меры - проверки со стороны миграционной службы, налоговой, инспекции труда.
Но мы не сторонники давления на бизнес, считаю, что проверки и штрафы являются крайней мерой. Метод "кнута" должен применяться только тогда, когда директор или акционер продолжает цинично игнорировать законодательно установленные требования.
Вы сказали, что легализовано 1,8 миллиона работников. А их судьбу кто-нибудь отслеживает? Не могло случиться так, что вчера работодатель под давлением заключил с ним трудовой договор, а сегодня - уволил? Или сам перестал существовать?
Всеволод Вуколов: Конечно, мы ведем анализ их закрепляемости. В первом квартале 2016 года мы проверим, платились ли взносы за всех них в Пенсионный фонд? Где сейчас эти люди, как исполняется закон?
Мы проводили такую сверку по итогам первого полугодия 2015 года, и результаты были неплохими. Из полумиллиона легализованных на тот момент работников закрепились на рабочих местах свыше 70 процентов.
Это весьма неплохой результат, он показывает устойчивую положительную динамику, которая постепенно со временем позволит формализовать весь российский рынок труда. Предполагаю, в перспективе не обойдется и без законодательных мер, которые сделают процесс легализации более интенсивным.
Есть ли сегодня предложения, которые могут помочь в легализации трудовых отношений?
Всеволод Вуколов: Вместе с другими ведомствами, общественными организациями, такими как Российский союз промышленников и предпринимателей, "ОПОРА РОССИИ", профсоюзами мы продолжаем разрабатывать и обсуждать комплекс мер, который помог бы вывести работников и работодателей из тени. Руководит этой работой министр труда и социального развития Максим Топилин.
В мире существует широкий набор всесторонних мер, которые нацеливают гражданина и работодателя на заключение трудового договора, делают эту процедуру взаимовыгодной, их как минимум несколько десятков. Пока они обсуждаются.
Какие, например?
Всеволод Вуколов: Есть идея создать единую базу данных электронных трудовых договоров. Есть вариант, связанный с декларацией доходов и расходов работников, как это делают госслужащие.
Возможно, проблему поможет решить ограничение на выдачу кредитов, если человек официально не работает и не подтверждает свой доход (который может быть не только от трудовой деятельности, а, к примеру, от сдачи жилья).
Трудовой договор в нашей стране - не стопроцентная гарантия. Ведь многие, имея его, большую часть зарплаты получают в конвертах. Часто ли вы вскрываете такие случаи?
Всеволод Вуколов: Они не редки, обычно эти случаи вскрываются по жалобе работников. Люди обращаются - мы инициируем проверку.
Чаще всего к нам приходят с такой жалобой люди предпенсионного возраста, для которых важны отчисления в пенсионный фонд. В инспекцию труда обращаются и те, кто рассчитывает в дальнейшем на какие-то другие выплаты, или те, кто, не получил одобрения на кредит из-за маленькой официальной зарплаты.
А дальше? Становится ли зарплата работника белой или его увольняют за "донос"? Не отслеживаете?
Всеволод Вуколов: Инспекция по труду проводит проверку. Если факт серой зарплаты подтверждается, работодатель получает предписание о необходимости устранить нарушение закона. Как правило, зарплата после этого отбеливается.
Здесь большое значение имеет сознание людей и желание их самих работать по закону.
А что у нас происходит сейчас с задержкой зарплат?
Всеволод Вуколов: В этом вопросе статистика стабильна. На конец года работодатели задолжали работникам порядка трех миллиардов рублей. И эта цифра фигурирует в конце практически каждого года на протяжении нескольких лет.
Если совокупный фонд оплаты труда в России - порядка 18 триллионов рублей, три миллиарда - это полторы сотых доли процента. Но за каждым рублем стоит конкретный человек, поэтому мы будем делать все возможное, чтобы люди получили деньги. Всего в течение 2015 года инспекторы труда вернули работникам более 18 миллиардов рублей заработной платы.
Кстати, сейчас обсуждаются законодательные инициативы об усилении штрафа за задержку зарплаты. Хотя большее значение имеет даже не сама сумма взыскания на руководителя-должника, а то, что следующий шаг, если проблема не устранилась, - это дисквалификация.
Мы стараемся так работать с нашими территориальными органами, чтобы инспекторы доводили до конца каждое обращение по задержке зарплаты, выдавали предписание и контролировали, чтобы оно выполнялось.
Роструд ввел систему коэффициентов эффективности работы госинспекций труда и каждого инспектора. Мы регулярно составляем рейтинги регионов по задолженности по зарплате, ведем онлайн-мониторинг каждого предприятия-должника.
В ушедшем году в России в полтора раза снизилась смертность на производстве и на 15 процентов уменьшился травматизм. Это связано с кризисом и с уменьшением объемов производства?
Всеволод Вуколов: Я бы так не сказал. Положительные результаты дает вступивший в силу закон о спецоценке. Если говорить о нашей контрольно-надзорной деятельности, то при расследовании несчастных случаев всегда проводим еще и проверку организации.
Зачастую там, где погиб работник, имеют место массовые нарушения, которые продолжают угрожать жизни его коллег. Поэтому штрафы на таких работодателей могут достигать миллиона рублей и более. Это ощутимое наказание, в результате работодатели становятся осторожнее. Они понимают, если их работники погибают или получают увечья, это может серьезно отразиться на деятельности предприятия и на них лично.
По закону о "заемном труде" 1 января начинается аккредитация частных агентств занятости. Как идет этот процесс?
Всеволод Вуколов: Правительством установлен ряд требований и пакет документов, которые агентства должны подготовить и сдать на рассмотрение в Роструд.
Мы уже получили заявки от более чем 150 организаций. Все они будут рассмотрены, и в случае соответствия определенным правилам по ним будет вынесено решение об аккредитации. Те агентства, которые не получат соответствующее положительное уведомление, с 2016 года не будут иметь право осуществлять деятельность по предоставлению своего персонала другим организациям.
Вы упомянули о том, что не хотите давить и "кошмарить" малый бизнес, а хотите стать помощником предпринимателям. Не получится ли, что работодатели расслабятся? Не освободит ли такая лояльность от ответственности нарушителей трудового законодательства?
Всеволод Вуколов: Думаю, что нет. Если работодатели будут нарушать законы, то, как и прежде, инспекторы труда будут это пресекать. Здесь позиция Роструда останется неизменной. Особенно строго будут наказываться те, кто допускает задержку зарплаты и несчастные случаи на производстве.
Что касается консультирования - действительно, работодатели уже могут пользоваться помощью Роструда в режиме онлайн. На портале "Онлайнинспекция.рф" мы создали сервис "Электронный инспектор". Здесь каждый работодатель может пройти самопроверку соблюдения трудового законодательства, используя проверочные листы, которые построены по аналогии с алгоритмом действий инспектора труда. Работодатель сам попунктно может сверить исполняются ли им те или иные требования трудового законодательства.
Например, соответствуют ли Трудовому кодексу России заключаемые с работниками договоры? Правильно ли работодатель произвел оплату сверхурочных или удержание из зарплаты? Если в ходе самопроверки будут выявлены нарушения, то работодатель получит подробную инструкцию о способах их устранения. Исполнив ее, он предупредит причинение вреда работникам, проверок и штрафов со стороны инспекции труда.
Сейчас в системе содержится 77 проверочных листов, то есть 77 направлений проверок. В следующем году их число превысит 100, прежде всего за счет добавления вопросов, касающихся охраны труда.
На "Онлайнинспекции" есть также сервис "Дежурный инспектор", который позволяет работнику или работодателю получить персональную консультацию всего за три рабочих дня. В России появились некоторые коммерческие компании, которые пытаются на этом зарабатывать. Они оказывают те же самые услуги, что и мы, но в десятидневный срок и за деньги. Причем время от времени они задают нам вопросы под видом "обычных" работников или работодателей, а потом продают наши ответы.
Кроме того, есть организации, которые "помогают" аккредитовать частные агентства занятости. Хотел бы сказать, что Роструд не сотрудничает ни с одной коммерческой организацией. Мы добились прозрачности и хотим обратить внимание граждан, что если вам предлагают помощь по взаимодействию с Рострудом, это не имеет под собой никакой почвы. Не выбрасывайте деньги! Со всеми вопросами можно напрямую обратиться в Роструд.
Вы упоминали, что в этом году вдвое увеличилась обращаемость работников в Роструд. На что жалуются?
Всеволод Вуколов: Службой и ее территориальными органами за 11 месяцев 2015 года рассмотрено 415 107 обращений граждан. Значительное число обращений и запросов на предоставление консультаций поступает черед портал Роструда "Онлайнинспекция.рф".
Наиболее часто людей волнуют задержки заработной платы, соблюдение работодателями порядка заключения и расторжения трудовых договоров, вопросы охраны труда, режима труда и отдыха. Мы стараемся помочь в каждом конкретном случае.
В результате принятых инспекторами труда мер в 2015 году нам удалось защитить трудовые права и пресечь нарушения трудового законодательства в отношении трех миллионов российских работников.
Уверен, что в 2016 году наша работа будет также востребована, а ее результаты будут способствовать сохранению стабильности в нашей стране.
Сколько работодателей уведомили вас о сокращении людей в предстоящие три месяца? Чего ждать в начале года?
Всеволод Вуколов: Численность работников, предполагаемых к увольнению, составляет 356,3 тысячи человек.
Число сотрудников российских работодателей, находящихся в простое, работающих неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составило 277 тысяч человек.
Ситуация достаточно стабильная, критических изменений, как и в целом на рынке труда, не происходит. Сдерживающий эффект во многом был обусловлен постановлением правительства, которым определены дополнительные меры для поддержки предприятий и регионов, испытывающих трудности.
Перечисленные регионам субсидии на поддержку работников и работодателей сработали. Второе важнейшее решение, которое было принято правительством - это начало реализации программы по повышению трудовой мобильности граждан. В 2015 году она начала "обкатываться" в 12 "пилотных" регионах. Есть перечень конкретных предприятий, которые изъявили желание привлечь специалистов. И люди по ней уже поехали.
В течение года в рамках программы сменило место жительства и работы около трех тысяч человек. Переезжают самые разные специалисты. Перечень профессий неоднороден, но в основном это высококвалифицированные рабочие кадры - строители, инженеры, технологи различных производств.
Для организации переезда работодатели получают сертификаты на 225 тысяч рублей за одного принятого работника из другого региона. Эта сумма должна частично компенсировать оплату дорожных расходов, аренду жилья для него и часть зарплаты.
Человек, который хочет круто поменять свою жизнь и переехать по программе, обязательно должен обращаться в службу занятости?
Всеволод Вуколов: Нет. Достаточно открыть сайт Роструда и найти ответы на все интересующие вопросы.
Мы создали принципиально новый портал так, чтобы человек мог получить сразу всю информацию - и о вакансиях, и о ценах на товары и услуги на территориях, где они открыты, и о жилье, и о социальной инфраструктуре. Оценив все, можно понять, готов ли ты к переезду.
Теперь вакансии и резюме могут размещаться на портале без посредничества служб занятости. Все бесплатно и для работников, и для работодателей. Они могут искать друг друга напрямую. У нас заключены договоры о размещении вакансий с рядом крупнейших компаний, таких как "Газпром", РЖД, "Роснефть", "Ростехнологии". Плюс информацию о поиске сотрудников на портале как и прежде размещают органы службы занятости.
А вы не анализировали, какие зарплаты предлагают работодатели, заявившие о вакансиях на сайте?
Всеволод Вуколов: Мы следим за тем, чтобы повышалось качество вакансий, и уровень заработной платы здесь - один из ключевых критериев.
Постепенно органам занятости и работодателям удается изменять его к лучшему. На портале есть информация о примерно двух тысячах вакантных рабочих мест с зарплатой выше 100 тысяч рублей.