Клинтон, претендующая на номинацию от демократической партии США на выборах президента 8 ноября, допустила возможность новой перезагрузки в отношениях с Россией, но в то же время призвала сдерживать ее политику на Украине и Ближнем Востоке. Такие заявления бывшая первая леди сделала в ходе очередных дебатов между выдвиженцами в президенты от демократической партии.
Ведущий напомнил, что в бытность госсекретарем США Клинтон стояла у истоков "перезагрузки" с РФ отношений и поинтересовался, готова ли она теперь уже на должности президента вновь предложить перезапустить диалог с Москвой. "Зависит от того, что бы я получила взамен, - расчетливо ответила Клинтон. - В тот раз это позволило заключить новое соглашение по ядерному разоружению между Россией и США, мы получили возможность поддерживать нашу кампанию в Афганистане через территорию РФ, получили согласие Москвы на санкции против Ирана. В дипломатии необходимо разобраться в интересах другой стороны и понять, есть ли возможность добиться чего-либо для своей безопасности и своих ценностей".
На просьбу описать свои отношения с президентом Путиным экс-госсекретарь, слегка задумавшись, ответила: "Мои отношения с ним... Они интересные. Думаю, что это уважительные отношения. У нас были жесткие моменты". Она считает, что во взаимодействии с российским лидером "необходимо постоянно давать отпор", подключать и государства Европы к сопротивлению политике России на Украине и Ближнем Востоке.
Тональность Клинтон радикально не отличалась от ранее сделанных заявлений в адрес России. Бывшая первая леди была осторожна, демонстрировала несколько более жесткий подход, чем действующая администрация, что неудивительно, поскольку внешнюю политику Обамы большинство американцев считают недостаточно решительной. Она иногда позволяла себе едкие замечания в адрес российского президента, однако в целом намекала на желание поддерживать диалог, не доходя до крайностей, порой звучащих в ходе дебатов между кандидатами от республиканской партии.
Согласно опросам общественного мнения избиратели видят в Клинтон одного из наиболее "прожженных" политиков разворачивающейся в США кампании, которая подобно хамелеону меняет оттенки своих высказываний в угоду политической конъюнктуре. Каждый взгляд, жест и слово бывшей первой леди подчинены главной цели - сменить Обаму в Белом доме.
Поэтому перемена акцентов для нее не редкость. Так, в 2009 году именно экс-госсекретарь преподнесла главе МИД России Сергею Лаврову символическую кнопку "перезагрузки" отношений, на которой по ошибке было написано "перегрузка". Когда Лавров указал Клинтон на ошибку, та рассмеялась и обещала не допустить "перегрузки".
К тому времени, как после первого срока Обамы госсекретарь ушла в отставку, в отношениях Москвы и Вашингтона начал скапливаться груз взаимных претензий, достигший критической массы после событий на Украине. Теперь Клинтон, прежде всего играя на внутреннюю аудиторию, пытается избавиться от негативного шлейфа "перезагрузки" и не упускает возможности пожурить Россию, призвать к жесткому отпору политике Москвы.
С другой стороны, она учитывает и реакцию аудитории внешней, а потому старается чрезмерно не увлекаться, не захлопывать дверь для диалога с российским руководством на тот случай, если она все же станет 45-м президентом США, подслащает свои высказывания упоминанием положительных моментов в отношениях с РФ. Такую "классическую" маневрирующую Клинтон можно было увидеть и на состоявшихся дебатах.