Происки происками, а исправлять требуется столько... Об этом совершенно прямо говорил министр спорта Виталий Мутко, первым взявший слово. Честно признал: "Деятельность ВФЛА приостановлена, нас выдвинули за дверь, виновата здесь не только ВФЛА, но и государственные органы". Мутко призвал делегатов отказаться от оправдательной и даже наступательной позиции, сказав, что нечего обманывать себя и других. Никакой защиты дисквалифицированные за употребление допинга не получат.
"Мы их усилиями стали изгоями. Когда нас исключали из международной деятельности, никто из совета ИААФ не проголосовал за нас. Ни один человек!
Да, ИААФ выдвинула жесточайшие требования, - согласился министр. - Но это та чрезвычайная ситуация, которую необходимо срочно преодолеть. Нужно упасть и отжаться для того, чтобы ушла психология, которая господствовала прежде, будто побеждать без допинга нельзя. Сейчас в сборную пришли новые люди, вы изберете нового президента, и нам нужно поддержать главного тренера Юрия Борзаковского, являющегося представителем молодой генерации. Нет времени кого-то обличать. Надо собрать всю волю и сделать новую программу развития. Для этого строится шесть манежей - от Кисловодска до Дальнего Востока. Оставаться без Олимпиады не собираемся. Мы будем поддерживать легкую атлетику, будем делать все, чтобы вернуться. Но это доверие, и вам, дорогие делегаты, надо оправдывать".
Президент ОКР, член МОК Александр Жуков подтвердил, что сложнейший период, который переживают и легкая атлетика, и весь российский спорт, надо преодолеть.
Жуков отметил, что требования ИААФ действительно жесточайшие, но те критерии, которые нам предъявлены, должны быть соблюдены. И все требования будут выполнены, даже такие, как все многочисленные собеседования с несколькими сотнями легкоатлетов, на которых так настаивает оперативная группа ИААФ.
"Главное, - отметил в своем выступлении президент ОКР, - это искоренить ту психологию, которая, к сожалению, за долгие годы поселилась в сердцах и умах немалого количества наших спортсменов: кто-то прикроет, кто-то что-то сделает и поможет. Большое количество положительных допинг-проб говорит о том, к чему привела эта психология. Спортсменам и тренерам надо от нее срочно избавляться".
Уверен, эти два откровеннейших выступления произвели впечатление на участников конференции. Чтобы не оказывать влияния на делегатов, Жуков и Мутко покинули зал, сумев объяснить в нем оставшимся: нашей проштрафившейся легкой атлетике требуется резкое обновление. Поэтому и было принято жесткое, однако абсолютно необходимое решение полностью, на 100 процентов обновить руководство федерации. Мне искренне жаль члена совета ИААФ Михаила Бутова и многократную чемпионку в прыжках в длину и тройным милейшую Татьяну Лебедеву, но и они, члены бывшего президиума, в новый кризисный штаб не вошли.
Голосование было открытым. Так решили сами делегаты. Единогласно президентом федерации избран министр спорта Самарской области Дмитрий Шляхтин. Он определил свою программу очень коротко и емко: возвратить российскую легкую атлетику в ИААФ, добиться того, чтобы наши спортсмены, пусть и в усеченном составе, выступали на Олимпийских играх-2016. То, что за Дмитрия Шляхтина были отданы все голоса, говорит об одном: делегаты поняли, как серьезна угроза, и отбросили благодушие, распрощались с любимым нашим "авось".
Представим нового президента 1967 года рождения. Работая в основном в области спорта, Дмитрий Анатольевич Шляхтин постоянно учился - он обладатель нескольких дипломов о высшем образовании. Я насчитал четыре. Долгие годы работал на различных постах в ЦСКА ВВС в Самаре. Опыт антикризисного управления есть. В сложные времена помогал возрождению хоккейной тольяттинской "Лады" и самарских футбольных "Крыльев Советов". С 2012 года - министр спорта Самарской области. Как сказал Дмитрий Анатольевич, он решил баллотироваться в президенты из-за того, что готов вытащить нашу легкую атлетику из беды, полностью понимая, каких усилий это будет стоить.
В "антикризисный кабинет" Шляхтина, то есть в президиум, входят 15 человек, включая двух вице-президентов. Ни один из них, повторюсь, как того требовали критерии ИААФ, не состоял в прошлом президиуме. Нет среди пятнадцати действующих спортсменов. Любые риски-подвохи исключены. Но в руководство вошла знаменитая в прошлом прыгунья в высоту Марина Купцова.
Этому президиуму работать до ноября 2016 года, когда пройдет очередная конференция ВФЛА. А Олимпиада уже совсем скоро: 12 августа в 9.30 первыми начнут борьбу мужчины - метатели диска, а в 14.30 отправятся в свой 20-километровый путь ходоки. Будут ли среди них и наши? Для этого по критериям ИААФ все россияне - члены сборных должны сдать по три пробы, а потерявшие доверие ходоки, шесть (!).
Руководитель Временной координационной комиссии при ОКР Геннадий Алешин проделал колоссальную работу. Не знаю, как хватило на это у Геннадия Петровича сил и особенно терпения. Она проходила у меня на глазах как у члена этой комиссии. Опытный спортивный руководитель сумел найти общий язык и с ВФЛА, и с членами оперативной группы ИААФ. Поверьте, что специалисты по допингу во главе с норвежцем Руне Андерсеном буквально терзали нас вопросами, иногда, на мой взгляд, чересчур придирчивыми. Но Алешин отвечал спокойно, со знанием дела. Думаю, во многом благодаря ему у нас появился хороший шанс вернуться на международную арену.
На конференции Геннадий Петрович сообщил: "Сейчас под наказанием и под расследованием находятся около 100 человек. Среди них спортсмены, тренеры, администраторы, врачебный персонал. Но есть возможность, выполняя жесточайшие критерии ИААФ, все же в ближайшие несколько месяцев вернуться в мир большой легкой атлетики и поехать в Рио.
Главный тренер сборной Юрий Борзаковский сказал мне очень важную вещь: "По прежнему плану проводятся все сборы главной команды. Спортсмены, не имеющие "допинговых историй", тренируются, готовятся к соревнованиям. И вскоре мы сможем увидеть многих из них на турнире в Москве".
- А разве "Русская зима" не отменена? - удивился я.
- Нет, не отменена, - сказал новый главный. - И она пройдет 14 февраля в Москве. Это будут крупные всероссийские соревнования. Да, без участия иностранных спортсменов, но тем не менее это поможет проверить, как готовятся к сезону наши ведущие. Так что приходите, не пожалеете.