Детский омбудсмен отметил, что в школьных учреждениях на компьютерах, с которыми работают дети, часто отсутствуют специальные фильтры, защищающие от опасной информации. По данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Интернете. Серьезную опасность представляет распространяемая в Сети информация, провоцирующая детей на употребление алкоголя, табака и даже наркотиков и психотропных веществ.
В связи с этим Павел Астахов предлагает запретить ученикам пользоваться в школе гаджетами с выходом в Интернет. Для этого предполагается внести соответствующие изменения в договор об оказании образовательных услуг. А на практике ребенок, придя в школу, сдает гаджет перед началом уроков, а после занятий забирает его обратно. Правда, не совсем понятно, как это будет: кому дети станут сдавать гаджеты и кто будет отвечать за их сохранность. Ведь стоимость некоторых устройств сопоставима со средней зарплатой учителя.
Если же родители по каким-то причинам не согласны с этими мерами, то с них берется письменное согласие на снятие ответственности с директора за возможные последствия. Это, по мнению Астахова, должно уберечь сотрудников учебного заведения от упреков, что школьники, пользуясь Интернетом в школе, получили ту или иную вредную информацию.
Сможет ли подобная мера обезопасить детей?
Анна Стельмахович, финалист конкурса "Учитель года -2014", преподаватель литературы школы 5, Магнитогорск:
- Я не запрещаю детям гаджеты. У меня некоторые из учеников приносят в школу вместо книг планшеты. Но учитель должен стараться делать так, чтобы ученика интересовал урок, а не интернет. Можно запретить гаджеты, поставить галочку, но вместо них будут какие-нибудь другие проблемы. Гораздо труднее все время быть на связи с учениками, быть на телефоне с их родителями, поддерживать общение, знать их интересы. Кстати, скажу вам как учитель и как мама: не так уж интернет в школе и нужен. Большая часть учеников пользуется им для общения, а не для подготовки к урокам. И для большинства учебных программах выход в Сеть не так уж необходим.
Александр Вечерин, кандидат психологических наук, преподаватель ВШЭ:
- В Германии в школах запрещено снимать видео и делать аудиозаписи. Но это сделано не для ограничения доступа к информации, а для защиты частной жизни. Вместо того, чтобы ограничивать доступ к интернету, надо научить школьников грамотно пользоваться ресурсами. И это касается не только нежелательного контента, но и, к примеру, псевдонаучных текстов. Пока этой работой не занимаются ни родители, ни учителя. Правда, есть продвинутые школы, я бывал в них, где учителя уже в начальной школе рассказывают детям, как и что искать в интернете. Можно дать, например, в рамках домашнего задания тему исследования "Тревожность у подростков" и попросить ученика найти в интернете всю информацию об этом. Затем вместе с учителем обсудить то, что он нашел, и попробовать отсеять недостоверную информацию. Опыт показывает, что если ученики получают такой опыт, то к 7 классу они спокойно и свободно могут найти в Сети достоверную качественную информацию.
Что касается запретов, то есть программы, которые могут снимать блокировки со всех ресурсов, сайтов, установленные не только в России , но и в других странах. По некоторым данным, такие программы установлены на половине компьютеров россиян. Задача школы - не запретить доступ, а научить выбирать контент и правильно к нему относиться.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews