Накануне обозреватель "Российской газеты" встретилась с Александром Калининым, президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", которая выступает организатором форума.
Александр Сергеевич, оцените самочувствие малого и среднего бизнеса? Что его тревожит?
Александр Калинин: В условиях экономического спада малый бизнес тоже сжимается, как "шагреневая кожа". Идет отток людей, которые работают "в белую". И это вызывает большую озабоченность.
Главное, что мы хотим сделать сейчас - остановить сокращение малого, среднего предпринимательства и возобновить рост в этом важном секторе экономики. В этом году пройдет масштабная перепись малого и среднего бизнеса, запланированная Росстатом, тогда можно будет говорить о конкретных цифрах.
А почему в названии форума вопрос? Сомневаетесь в ответе?
Александр Калинин: Мы в "ОПОРЕ" не сомневаемся. Конечно, малый бизнес - это драйвер экономики, и его развитие должно стать национальной идеей.
Вопрос в том, если государство утверждает, что малый бизнес - это высокий приоритет, нужно постоянно подкреплять эти слова действиями. Либо ситуация останется такой же, как сейчас, или ухудшится. Несколько лет мы говорим о поддержке бизнеса, работаем на определенные подвижки, и при этом его не перестают кошмарить.
С 1 января этого года установили трехгодичные надзорные каникулы на плановые проверки. Этого уже недостаточно?
Александр Калинин: Это отличное решение, но этого недостаточно. На плановые проверки действительно введен мораторий, новый беспредел - внеплановые проверки, проводимые по жалобам онлайн. Число внеплановых проверок выросло в разы. Особенно сейчас, когда любой может зарегистрировать домен на вымышленное имя, завести электронный адрес и "организовать" внеплановую проверку.
И устранить конкурента?
Александр Калинин: И конкурента устранить, и с работодателем свести счеты. Что угодно! Это головная боль не только для бизнеса, но и для ведомств.
Нам приводили примеры, когда приходит жалоба, а там заявителем указан Гельмут Коль. Все понимают - фактически анонимка. А прийти с проверкой обязаны. Мы настаиваем, что органы контроля и надзора должны как минимум проводить идентификацию заявителя, иметь его паспортные данные. У них такие возможности есть - через межведомственное электронное взаимодействие отсечь "псевдоколей" и прочих анонимщиков.
Необходимо еще и дифференцировать размеры штрафов для крупного и малого бизнеса. За последние пять лет в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесено 450 изменений, в основном о повышении штрафов. Ввели их кратность. К примеру, раньше штрафовали юрлицо на 40 тысяч рублей за нарушение, а сейчас на 110 тысяч рублей за каждый случай. Неподъемная для малого бизнеса сумма! Штрафы должны быть адекватны размеру бизнеса! Казахстан, кстати, так уже сделал.
Как в идеале должна проходить проверка?
Александр Калинин: Как подарок. Контролер - как консультант. Так и работают в большинстве цивилизованных стран.
Пришел контролер, сделал предписание. За два месяца, к примеру, сотрудники в компании должны пройти медосмотр. Либо ты должен купить подставки для ног секретарей и программистов, много часов работающих за компьютером. А у нас сразу штраф сто тысяч за отсутствие подставочки, причем за каждую.
Сколько сейчас штрафов выписывают малым компаниям?
Александр Калинин: У меня нет точной статистики. Думаю, что в год штрафов собирают на миллиарды рублей. Предприниматели стали больше судиться, потому что такие суммы невозможно выплатить. Но в основном проигрывают суды. Штрафы очень трудно оспорить.
Кстати, теоретически сейчас тебе могут выписать штраф, а могут предписание. Но если контролер вышел на проверку и вернулся без штрафа, то начальник тут же его вызовет и обвинит в коррупции. Все говорят: я лучше штраф выпишу и буду жить спокойно.
Но с либерализацией проверок тоже нельзя переборщить. И вообще контроль нужен.
Александр Калинин: Согласен. Мы предлагаем ограничить первую проверку предписанием, которое нарушители должны устранить в течение, к примеру, двух месяцев.
Это сразу снимет напряженность в сфере контроля и надзора. Все будут понимать, что контролеры - не карательные экспедиции по сбору податей, а в каком-то смысле консультанты.
Власть вас слышит?
Александр Калинин: Нас слышат. И ситуация такая, что бизнес сейчас нужно слушать. Необходимо формировать срочный план действий, чтобы уже в этом году бизнес почувствовал реальные изменения.
Как вы оцениваете прошедший год? Какие проблемы удалось решить?
Александр Калинин: Если взять итоги нашей деятельности за минувший год, то удалось добиться больше, чем, возможно, за предыдущие пять лет. Я имею в виду, прежде всего, проведение Госсовета по малому бизнесу и создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
"ОПОРА России" с 2009 года предлагала создать такое централизованное "единое окно". К апрелю 2016 года корпорации будет переподчинен МСП Банк, который будет работать с ней в одном ритме.
Конечная ставка по кредитам будет ограничена 11 процентами. Взять кредит под такой процент будет реально для малого предприятия, включенного в публичный Реестр малого и среднего бизнеса (его начнет вести с 1 августа 2016 года Федеральная налоговая служба).
А почему торговля и общепит лишены господдержки?
Александр Калинин: Говорят, мол, сами справятся. Может, это было и оправдано пять лет назад, на пике высокой потребительской активности, когда обороты зашкаливали, но не сейчас, когда в торговом секторе идет самое крупное падение оборота.
Я считаю, что нужно немедленно возвращать торговлю в систему господдержки. Иначе население будет оплачивать товары по гораздо более высоким ценам, чем сейчас. Тем более что из четырех миллионов малых предприятий - больше половины торговля и общепит.
Главная тенденция - в стране идет укрупнение компаний. Маленьким все труднее пробиваться, получать заказы, несмотря на все принятые законы и квоты.
Александр Калинин: С этим теперь будут разбираться в Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
Первая ее задача - создание рынков сбыта. Предоставление информации обо всех планах закупок естественных монополий.
Вторая - следить, чтобы часть огромного "пирога" госзаказов и заказов госкорпораций на самом деле получали субъекты малого и среднего бизнеса. Если что не так, именно эта организация будет обращаться по жалобам компаний в Федеральную антимонопольную службу. Судиться и биться за права малых компаний проще сильной государственной службе.
А за что намерена биться "ОПОРА России" в этом году?
Александр Калинин: Планов много. Наша программа действий включает в себя создание новых рынков сбыта для услуг и продукции малых предприятий, повышение доступности финансовых ресурсов, внедрение принципа "контролер как консультант", декриминализацию предпринимательской деятельности, посильные налоги.
Ну и, конечно, мы будем делать все необходимое для того, чтобы заниматься предпринимательством в России было престижно. Необходимо популяризировать предпринимательские достижения, создавать систему их государственного признания - это особые звания и награды. Использовать госзаказ для съемки художественных, документальных и мультипликационных фильмов, демонстрировать их на широких экранах и по телевидению. Свои идеи мы будем объяснять и предлагать руководству страны.