19.01.2016 09:36
    Поделиться

    Воронежская область нашла приманки для туристов

    В Воронежской области ищут приманки для туристов
    Как увлечь местными достопримечательностями жителей "домашнего" и соседних регионов, воронежские власти всерьез задумались лишь в прошлом году. Теперь каждый муниципальный район готовит событийный план, а некоторые уже приняли "десант" турфирм. Насколько это эффективно и как привить моду на путешествия по малой родине, "РГ" разбиралась вместе с экспертами отрасли.

    Ранее в регионе лишь уважительно косились на соседей (например, липчан), которые давно занимаются рекламой объектов. В ноябре по Воронежской области провезли более 40 делегатов от турагентств России. Им показали основные объекты - Белогорье и Дивногорье, Костомарово и комплекс Ольденбургских в Рамони, музей-усадьбу Веневитинова и красоты областного центра. Департамент культуры заключил соглашение с федеральным туроператором "Магазин путешествий": программа на 2016 год предполагает формирование и продвижение областного турпродукта.

    - Не надо выдумывать новые объекты. Для начала развивайте уже раскрученные (сделав точки питания, нормальные туалеты, сувенирные лавки, чтобы 40 туристов могли отовариться за 10 минут, а не за час), - посоветовала директор по развитию "Магазина путешествий" Наталья Матвиенко.

    Позиция крупного оператора, который возит группы из столицы, объяснима. Однако маленькие фирмы, организующие экскурсии по области, порой сталкиваются с дефицитом мест для показа.

    - Интерес к турам выходного дня по Воронежской и прилегающим областям вырос за последние год-полтора. Есть клиенты, которые уже побывали на всех наших экскурсиях, хотят еще и еще, - пояснила партнер агентства путешествий "Терра Воронеж" Ирина Иванова. - Однако все новое часто встречают вопросом "А что там смотреть?". Поэтому каждый объект, государственный или частный, должен думать о продвижении. Еще момент: то же Дивногорье с его огромным потенциалом работает только с мая по октябрь. У музея нет своего здания, на территории - лишь летнее кафе и туалет. Непонятно, почему бизнес до сих пор "спит". Люди ездят в Липецкую область в сафари-парк круглый год, а у нас зимой податься особо и некуда. Есть незаслуженно забытые объекты - в Хоперский заповедник, кроме нас, кажется, и не возит никто.

    На региональном этапе конкурса "Маршрут года - 2015" удалось собрать немало предложений "снизу". Их общий уровень, правда, жюри не впечатлил: энтузиастам не хватает коммерческой жилки, без которой прием гостей - сплошное разорение.

    - Да, можно заманить людей в тот или иной сельский район, но надо тщательно отбирать объекты показа, а не собирать программу из всего, что есть, - пояснил член экспертного совета по туризму при Госдуме РФ Олег Алексеев. - Нам же не предложат поездку по Франции, Турции или Испании с посещением, допустим, одних церквей. В Воронежской области есть все для туризма: природа, культура. Маршруты могут быть познавательные, приключенческие, гастрономические, событийные, связанные с интерактивом.

    Представители бизнеса не слишком заинтересовались "сырыми" проектами. Тогда департамент культуры начал устраивать мини-инфотуры в сельские районы - приглашая как агентства (с частичной оплатой расходов), так и журналистов. Ведь профессионально рассказывать о прелестях родного края воронежские организаторы экскурсий, увы, пока не научились. Описания на сайтах турфирм порой вызывают скорее улыбку и вопросы, чем желание рвануть в глубинку.

    В Бобровском районе гостям показали знаменитый Хреновской конезавод, краеведческий музей с уникальной выставкой народного костюма Воронежской губернии, цех по производству валенок, небольшой молокозавод (с дегустацией). При желании тут организуют мастер-класс по вязанию веников - когда-то их возили на продажу по всей стране.

    Представители бизнеса не слишком заинтересовались "сырыми" проектами

    В Хохольском - провезли по святым источникам и познакомили с деревенским бытом в музее "Мастера": тут и каша с блинами из русской печи, и стародавние песни, и занятия на любой вкус - от создания тряпичных кукол и гайтанов до ковроткачества, и детская игровая программа.

    Павловчане представили линейку объектов, которые можно по-разному компоновать. По пути в самое посещаемое место - пещерный Белогорский монастырь - можно посетить в городе Покровскую церковь с копией старинной иконы Божией Матери "Знамение" на створке раковины. Популярен и музей флота, сделанный руками школьников: с копиями петровских линкоров, костюмом водолаза и моделями оружия партизан 1812 года - охряпника, оглоушника, ошарашника и пыряла. К сожалению, местный судоремонтный завод туристов не принимает. Как и Павловский ГОК - с его огромным карьером, где находят окаменевшие за 500 миллионов лет останки жителей Девонского моря, кости мамонтов и носорогов. Кого-то порадует павловское необарокко, кого-то - прогулки в конноспортивном клубе "Олимп", визит на ферму к страусам или павлинам, Шипова дубрава или фестиваль картошки.

    - Возможностей полно, есть гостиницы и кафе, трасса "Дон" рядом. Летом к нам постоянно ездят отдыхать москвичи и северяне. Но угадать запросы именно туристов сложно, - призналась ведущий специалист районного отдела по культуре, спорту и работе с молодежью Марина Щербинина.

    Важно и больше рассказывать о новых объектах в СМИ региона, считает Ирина Иванова:

    - Сомневаюсь, что москвичи поедут смотреть хохольские родники или "русские избы" - в Подмосковье свои есть. Музейчиков старины развелось много, но в большинстве случаев ждать чего-то выдающегося не стоит. И наши клиенты чаще всего это воспринимают как самодеятельность. Про музей флота в Павловске такое часто говорят, хотя и восхищаются: какие ж люди молодцы!

    По мнению Олега Алексеева, надо искать изюминку, которая побудит гостей тратить деньги:

    - Раз нет теплого моря и высоких гор, устраивайте события. Только их надо делать и продвигать грамотно, а в Воронежской области этим может похвастать, пожалуй, лишь Платоновский фестиваль.
    Мешает развитию и то, что формировать многодневные туры (многие объекты не посетишь без ночевки) вправе лишь туроператоры, а по Черноземью предложений от них нет: невыгодно, считает Ирина Иванова. Из-за копеечной прибыли и однодневные сборные поездки до кризиса делались в основном под заказ для групп от 40 человек. Теперь ситуация чуть поменялась, но не все разобрались, как и сколько зарабатывать на экскурсиях и турах по региону:

    - Говорят, у нас нечего смотреть, все одно и то же. Но и на Золотом кольце объекты однотипные - спасают попутные предложения. При умелом подходе можно привлечь не только туристов из других регионов, но и иностранцев.

    Прямая речь

    Светлана Егорова, координатор регсовета Российского союза туриндустрии по ЦФО:

    - Слабое место новых маршрутов - экономика и логистика. Где люди будут жить, где питаться, в каком порядке посещать объекты. Когда на маршруте есть фестиваль, надо продумать безопасность, парковку, горячий обед. Если гости добираются сами - нужна схема проезда, навигация. Лучше, конечно, организованные группы: до полусотни автобусов за день. В туре должен быть интерактив, иначе людям скучно. Вот в Воронеже презентовали маршрут под названием "За семь верст киселя хлебать": старинные развалины, места, где бывали известные писатели… Мы клещами вытягивали у автора, что туристов там могут угостить лакомствами по забытым рецептам!

    Поделиться