Как говорится в отчете КСП, соглашения о ведении деятельности не заключены ни с одним арендатором площадей. По этой причине они не имеют официального статуса резидентов, а значит и права на соответствующую господдержку и налоговые преференции.
К примеру, несмотря на неоднократное продление сроков создания промпарка "Вятские Поляны", там в настоящее время в эксплуатацию введены только наружные сети газопровода, блочно-модульная котельная и тепловые сети. Затягиваются сроки ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, автомобильных дорог и комплекса зданий, в которых уже размещаются будущие резиденты, в связи с чем отсутствует возможность получать экономический и бюджетный эффект от вложенных в строительство бюджетных инвестиций в размере более 500 миллионов рублей.
В "зависшем" состоянии, по мнению экспертов КСП, находится строительство еще одного промпарка - "Слободино" в Юрьянском районе. Это связано с тем, что объемы бюджетного финансирования не позволяют завершить строительство согласно проекту и ввести объект в эксплуатацию, а также с увеличением сроков и стоимости работ из-за низкого качества первоначально подготовленной проектной документации. Как показали результаты проверки, для завершения строительства промпарка "Слободино" дополнительно требуется более 180 миллионов рублей, при этом на 2016 год финансирование не выделено.
Сегодня в регионе есть единственная парковая зона индустрии детских товаров "Игроград" в Кирове, где уже ведется производственная деятельность и создаются рабочие места шестью арендаторами. Однако, как считают специалисты КСП, Корпорация развития Кировской области недостаточно эффективно управляет парковой зоной. Производственные площади загружены только на 56 процентов. В промпарке "Игроград" и административном здании корпорации не используется около пяти тысяч квадратных метров помещений. Не принимаются меры по взысканию просроченной задолженности по арендной плате в размере около восьми миллионов рублей и штрафных санкций за нарушение условий договоров на сумму 12 миллионов. При этом выявлены неэффективные расходы, связанные с заключением договоров по завышенной стоимости, необоснованными выплатами персоналу разовых премий и выходных пособий, оплате труда работников "дирекции по инвестиционно-инновационной деятельности", не выполняющих возложенные на нее обязанности по сопровождению проектов в режиме одного окна.
Однако, по словам исполняющей обязанности директора корпорации Ольги Меньшиковой, занявшей свой пост в апреле, все озвученные претензии относятся к старому руководству и старой команде, которая занималась промпарками в 2013-2015 годы.
- Теперь в штате корпорации не только новые люди, - говорит она, - но сменилась и сама структура, направление работы. Если раньше речь шла о строительстве парковых зон, то теперь о сопровождении инвесторов, которые приходят на эти площадки. На данный момент представленная информация уже неактуальна. Теперь речь идет об обучении и подборе инвесторов, привлечении инвестиций, сопровождении проектов в рамках одного окна. Это абсолютно разные задачи и не подлежат сравнению.
Сейчас, по словам Меньшиковой, в "Вятских Полянах" идут пусконаладочные работы. Прежде чем начать производство, его нужно подготовить. А производства в промпарке планируются очень серьезные. Это, в частности, металлообработка и вторичная обработка полимеров, которыми намерены заняться "серьезные компании с серьезным подходом, с открытием серьезных кредитных линий". Идет подготовка корпусов под конкретное производство, закупается и устанавливается оборудование. Предварительные договоры с инвесторами уже заключены, идет разработка бизнес-планов.
Что касается "Слободина", там подрядчик полностью завершил этап строительства, предусмотренный планом прошлого года, за исключением ряда работ, которые носят сезонный характер. На следующий этап софинансирование в областном бюджете уже заложено, а конкурс на выделение федеральных средств должен пройти в феврале.
При этом промпарк в Слободине, по словам Ольги Меньшиковой, сильно отличается от промпарка в Вятских Полянах. Он подразумевает, что будущие резиденты сами будут строить объекты для своего производства. А за счет бюджетных средств формируется инфраструктура, которая намного дороже. Перечень резидентов, готовых начать строительство, постоянно актуализируется, в том числе с учетом экономического кризиса. Там планируется разместить логистический центр, производство металло- и деревообработки, строительных материалов из железобетона.
- Мы подсказываем предпринимателям, - говорит Меньшикова, - как они могут разместиться, на чем сэкономить. Сегодня малый и средний бизнес вынужден приспосабливать свое новое производство под старые помещения. Поэтому надо строить современные цеха, что и делается в Слободине. Если крупный завод потянет строительство нового корпуса и подведет туда инфраструктуру, то малому это не под силу. В Слободине бизнес строит цех для своих конкретных нужд, а государство обеспечивает его инфраструктурой, которая дороже строительства и которую ему не потянуть.
Что же касается "Игрограда", то это, по ее словам, особый случай - специализированная зона. Она рассчитана только на предпринимателей, которые причастны к производству товаров для детей - детской мебели, полимеров для игрушек, соответствующей упаковки. А поскольку к любым детским товарам предъявляются особые требования (сертификация материалов, заключение медико-педагогической комиссии и другие), наиболее разумно сосредоточить все производство в одном месте. Именно из-за четкой специализации "Игрограда" его площадка полностью пока не загружена.
- "Игроград" находится в Кирове, и заполнить площади другими производствами не проблема, - говорит руководитель корпорации. - Но его цель не собрать вместе много-много арендаторов, а соединить на единой площадке науку, производство и малый бизнес, выпускающий новые детские товары. Выгода еще и в том, что когда данные производства одной отрасли собираются вместе, итоговый продукт по стоимости получается дешевле, поскольку не содержит дополнительные транспортные и иные расходы. В рамках "Игрограда" получается законченный цикл от идеи до конкретной игрушки или другого изделия для детей. И когда КСП говорит, что нужно увеличивать долю прибыли, с этим никто не спорит. Мы будем увеличивать арендные платежи, но не намерены ломать специализацию парковой зоны.
Ситуация с парковыми зонами на этапе их строительства вызывала постоянные вопросы и у ряда депутатов регионального заксобрания. Они поначалу скептически отнеслись к самой идее, а затем усмотрели в ней "закапывание" государственных денег. По словам заместителя председателя заксобрания Марины Созонтовой, которая присутствовала на коллегии, где обсуждался доклад КСП по парковым зонам, она была "просто возмущена".
- Выслушав информацию, я в конце коллегии просто не выдержала, - говорит она. - Это вообще-то позорище. Столько лет бьемся с первым промпарком в Вятских Полянах, и где результат? Хотя тогда уже депутаты говорили, что выделяется свыше 500 миллионов рублей, а проект практически не просчитан. Я была там весной и поразилась тому, что ленточку разрезают, а на самом деле - пустые корпуса. Большие сомнения, что что-то кардинально изменилось за это время. Не успели его до ума довести - строим "Слободино", где опять постоянные переносы сроков строительства.
По мнению Созонтовой, сначала надо было отработать сам механизм реализации идеи промпарка. Тем более сейчас в регионе немало пустующих площадей. И, возможно, проще и дешевле было создать производство на них. Например, нужен ли был промпарк в Вятских Полянах, когда в связи со сложной ситуацией на вятскополянском заводе "Молот" высвобождались корпуса? В этой связи она вспомнила слова руководителя соседнего Татарстана Рустама Минниханова, который несколько лет назад прямо сказал, что полмиллиарда рублей на строительство современного промпарка - это просто несерьезно, нужны намного большие средства. И практика, похоже, показывает его правоту.