Самая главная проблема в том, что предпринимательская деятельность, связанная с животными, практически никак не регулируется. Чтобы работать в легальном ключе, достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или создать стартап. Животные не должны представлять опасности для людей, а значит, предпринимателям необходимо привить своих питомцев. На этом, собственно, все специфические требования заканчиваются. Организации могут быть оформлены как зоопарки или питомники. А как вести свой бизнес дальше, решает сам предприниматель.
Стратегий множество. Например, Евгений Романов организовал год назад благотворительный стартап. Суть его деятельности заключалась в том, что он ездил по больницам, хосписам, детским домам и домам престарелых и показывал обитателям енота и лисицу. Денег с них Романов не брал, и проект существовал за счет спонсорских пожертвований.
А Виктор Русаков организовал в Петербурге дом енота, куда каждый может прийти и пообщаться с животными. Фирма Виктора является представительством московской организации такого же профиля. По словам предпринимателя, с момента открытия в гости приходили не только дети, но и сотрудники налоговой и участковый. Документы у организации оказались в порядке, постороннего запаха в доме нет, шума не наблюдается, животные здоровы, имеют чипы и паспорта.
Также популярны в Петербурге контактные зоопарки. Сейчас в городе работает шесть таких организаций в торговых центрах и развлекательных комплексах. Их суть в том, что на одной площадке собраны разные виды животных от кроликов до кенгуру, всех можно кормить и гладить. Предприниматели платят налоги, отчисляют арендную плату владельцам торговых комплексов.
С точки зрения зоозащитников, все эти организации на одно лицо. Динара Агеева, руководитель центра защиты животных "Вита" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, сообщила "РГ", что ей регулярно поступают жалобы от горожан, которые стали свидетелями страданий животного.
- Я не спорю, что погладить или поближе посмотреть на животное - это приятно. Но бизнес в данной отрасли зачастую формирует у людей потребительское отношение к природе. Зверей забирают из естественной среды обитания, сажают в тесный вольер и сотни незнакомых рук в течение дня его тискают. Животные в таких условиях долго не живут, - говорит Динара Агеева.
Зоозащитники уже несколько лет ведут борьбу с контактными зоопарками и другими компаниями со схожим видом деятельности. Сейчас к петербургским общественникам власти начали прислушиваться.
В частности, с подачи районных администраций владельцы торговых центров все чаще отказывают в аренде площадей организациям, которые планируют держать на территории животных.
Главный аргумент - опасность эпидемий, ведь животных в такие учреждения привозят из других регионов страны и заранее управление ветеринарии об этом, как правило, не предупреждают. Чиновники узнают о новых видах уже по факту и не могут дать гарантии, что зверь безопасен для окружающих. В прошлом году управление ветеринарии и Роспотребнадзор привлекли к административной ответственности два контактных зоопарка, один на Большой Морской, второй на Рубинштейна. На 500 тысяч рублей прокуратура оштрафовала ЗЦК "Московский дельфинарий", которая держала на своей территории черноморскую афалину, занесенную в Красную книгу. Если основания для выписки штрафов периодически находятся, то взять и закрыть контактные зоопарки и другие подобные учреждения чиновники не могут - нет нормативной базы. А потому власти действуют постепенно, запрещая деятельность в тех направлениях, на которые приходят жалобы. Например, сейчас во всех школах Петербурга запретили фотографировать детей с животными. Поводом послужили обращения педагогов четырех школ города, куда обратились предприниматели, предлагающие организовать детям фотосессии с обезьянками. Во все медицинские и социальные учреждения запретили пускать посторонних с животными - пожаловались волонтеры из детдома.
Разрешить спор бизнесменов и зоозащитников могла бы рабочая группа при ЗакСе. Она помогла бы создать законопроект, описывающий виды деятельности, связанные с животными. Естественно, цели общественников кардинально отличаются от того, что хотят бизнесмены. Но в целом обе стороны желают, чтобы отрасль вышла из нормативной тени. Пока правила игры не выработаны, выяснить, кто прав, невозможно даже через суд.