Тема эта столь болезненна, что любые возражения здесь смотрелись бы едва ли не проявлением расизма. Ведь и впрямь: десятилетиями чернокожие актеры в американском кино если и появлялись, то в ролях служанок, горничных, швейцаров. Или джазменов - тут уж ничего не поделаешь: именно в этой области афроамериканцы внесли вклад не только неоспоримый, но и примирявший с ними даже заядлых расистов. Но в любом случае чернокожие на экраны допускались не в качестве героев, а, так сказать, обслуживающего их персонала.
И вот волна общественных протестов, нарастая, сделала, казалось, невозможное: чернокожие актеры не только оказались в числе первых звезд Голливуда, но и во главе Киноакадемии встала чернокожая женщина - Шерил Бун Айзекс. И даже во главе Соединенных Штатов сегодня - чернокожий президент.
В американском кино одно время - назовем его переходным - развивалось самобытное течение фильмов blaxploitation, где в одном термине слиплись понятия "черный" и "эксплуатация". Это был такой жанр комического протеста: черные актеры демонстративно и с вызовом играли черных героев, живущих в "черных кварталах" больших городов Америки, в своем неповторимом гарлемном мире. Чуть пародировали взгляд белых, чуть над ним издевались, чуть иронизировали над собой - короче говоря, это был тот случай, когда юмор был самым умным способом достойно ответить на проявления сегрегации и их высмеять.
Кино blaxploitation давно отмерло за ненадобностью: у черных теперь такие же права, как у белых, и даже известны случаи, когда в Америке робко заговорили о "сегрегации навыворот": правонарушителем оказывался чернокожий, а полиция робела, опасаясь, что ее обвинят в расизме. И вот теперь этот скандал в Киноакадемии. Ее президент Шерил Бун Айзекс грозит перешерстить состав экспертов, отбирающих наиболее выдающиеся киноработы в номинанты "Оскара".
Но это тот случай, когда политкорректность начинает угрожать справедливости: этак вместо честного соревнования талантов можно получить подобие разнарядки, так хорошо знакомой в практике советского кино. Многие из нас еще помнят гневные письма трудящихся в редакции советских газет: "А почему в нашем кино так слабо представлены пролетарии умственного труда?!", "А где у нас на экранах машинисты электровозов?!" и т. п. И ведь действительно пересматривались планы киностудий, и спешно вносились туда "нужные" темы и персонажи - а кино от этого становилось только тоскливее и во всех отношениях хуже.
Нечто подобное происходит сейчас в Голливуде. Всерьез говорят о необходимости корректировок в составе экспертов, отбирающих номинантов "Оскара", с целью введения в него чернокожих. А раз так - кто ответит на логически вытекающий новый вопрос: каков должен быть процентный состав чернокожих в этих экспертных группах, и должен ли он строго соответствовать соотношению черных и белых в самой киноиндустрии или даже, возможно, во всех Соединенных Штатах?
Мне кажется, что именно так здравая в основе идея политкорректности приходит к абсурдной грани. Состязание талантов независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания и сексуальной ориентации уступает место суетливому и опасливому подсчету: а не обидели ли кого ненароком, а не обделили ли серьгой какую-нибудь из равноправных сестер? Такие соображения, если разобраться, противоречат самой идее равноправия и подменяют ее идеей уравниловки. Когда одни группы кинематографистов неизбежно получат насильственно внедренную фору - преимущество перед другими. И белокожий актер, который на свою беду сыграет роль лучше чернокожего, рискует проиграть ему только потому, что не вышел цветом кожи.
Я очень люблю многих чернокожих актеров Голливуда - и "оскаровских" лауреатов, и тех, кто еще на пути к большим премиям. Но, пожалуй, соглашусь: этот год на большие актерские свершения для них выдался не самым удачным. Что теперь делать? Как можно это поправить? Срочно объявить посредственную работу выдающейся? Или как?
Впрочем, что нам до процессов и скандалов в далеком Голливуде? Что нам до застарелых комплексов, которые несомненно дают себя знать каждый раз, когда какие-то из меньшинств, явно никем давно не притесняемых, снова и снова напоминают о своих правах, пытаясь отвоевать себе все новые территории и подменяя равноправие привилегиями? Было бы хорошее голливудское кино, а уж как они там делят свои премии - не так важно.
Но такие скандалы показывают, как на самом деле сложен вопрос о равенстве и равноправии, какое это обоюдоострое оружие - по крайней мере, в искусстве. Там не может быть равенства по одной простой причине: неравны сами дарования человеческие - один уже очевидный гений, другого и талантом назовешь с большой натяжкой. А цвет кожи здесь вообще не при чем.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews