Если говорить о кино, то это - "Шпион", "Гороскоп на удачу", "Без границ", "Зеленая карета", а также "Елки 2" и другие картины. Если о сериалах, то, прежде всего, "Оттепель" (за роль Марьяны актриса номинировалась на "Золотого орла"), а в наступившем году мы увидим на Первом канале "Тайны города Эн". Если о театре, то это - спектакли в "Табакерке" и МХТ им. Чехова. 10 февраля в Табакерке премьера - спектакль "Безымянная звезда" по пьесе Михаила Себастиану, где главные роли сыграют Аня Чиповская (Мона) и Павел Табаков.
Аня, как уживаются в вашей работе театр, кино и телевидение?
Аня Чиповская: Я бы назвала вообще это большой удачей: когда можно попробовать себя и здесь, и там. Я не могу ни без первого, ни без второго, ни без третьего. В дипломе пишут: "Актер театра и кино". А я понимаю, что есть актер театра, и есть актер кино. В кино ты должна на протяжении дня распределять и экономить энергию. А в театре это три часа концентрированной работы, где есть начало, кульминация и финал. И где надо держать внимание людей на протяжении этого времени.
Я вас впервые увидела и запомнила не в кино, а в театре, в спектакле "Король Лир". Как вас нашел режиссер Константин Богомолов?
Аня Чиповская: Мы с ним работаем давно. Началось все в "Табакерке" со спектакля "Волки и овцы", где я играю Глафиру. Потом были спектакли "Wonderland-80", "Король Лир", "Год, когда я не родился". У нас с Костей богатая совместная история.
Почему вы говорите, как будто ваша совместная работа закончилась?
Аня Чиповская: Она не закончилась, просто мы очень давно ничего не делали вместе. Не складывается что-то, не получается по времени. Богомолов теперь много работает в других театрах. А у нас в "Табакерке" не принято работать "на стороне".
Вы учились у Олега Павловича Табакова. Можете вспомнить лучший совет, который вам дал Табаков?
Аня Чиповская: Самый лучший совет я услышала от Олега Павловича, когда вечером, посмотрев прогон не очень удачного спектакля, он сказал с точки зрения зрителей: "Если это не про нас, то нам это не нужно". Для меня это верно. Обязательно в персонаже - в спектакле, идее, сценарии, пьесе должно быть что-то, пусть объединяющее не всех людей, но близкое и понятное хотя бы кому-то. Потому что если это никого не касается, то для кого это кино? Для самого творца? Для оператора? Для артиста? Эта фраза Табакова в меня очень "попала".
Мы с вами познакомились на фестивале "Край света", где вы впервые в жизни вошли в состав жюри. Трудно судить других?
Аня Чиповская: Очень трудно. Потому что я знаю, как все это делается, какими усилиями достигается. Как непросто собраться всем вместе и снять фильм, а потом еще не побояться и представить это на суд других людей. Но, в конце концов, ведь все так субъективно. Наш председатель жюри Мохсен Махмальбаф сказал так: "Вы поймите, наш вердикт означает всего лишь, что это мнение именно наше - конкретных пяти человек. Собралось бы другое жюри, возможно, у них было бы совершенно иное мнение".
Одно из правил фестиваля было то, что члены жюри в первый день задают свои вопросы. Вы задали сразу два, и они оба поразили. "Бывают ли человеческие отношения без боли?". И "Может ли быть кино, которое понравится всем?"
Аня Чиповская: Я не знаю ни одного фильма, который бы нравился всем. Я, например, люблю фильмы "Любовь и голуби", "Родня", которые признаны народными. У меня есть целый ряд друзей, в которых "не попадает" ни тот, ни другой - это не их кино. Поэтому это скорее риторический вопрос, потому что фильма, который полюбили бы все, не существует.
Первый вопрос - тоже риторический. Я убеждена, что не существует абсолютно счастливых человеческих взаимоотношений. Но мне было интересно, насколько вообще человеку необходима боль.
Как движущая сила?
Аня Чиповская: Это известная история - очищение, развитие через боль. Но мне любопытно, кем бы был человек, как бы он развивался, если бы существовал в состоянии беспрерывного счастья. Мне кажется, что это был бы не человек, а какое-то другое существо. Боль, как и любое другое наше чувство, необходима для полноценного существования. Мне просто интересно было, что это за способ существования - без нее. Взаимоотношения, не обязательно мужские и женские, а родителей и детей, друзей и коллег... И чувствовали бы мы себя счастливыми, если бы постоянно были такими? Как понять, что такое зима, если никогда нет зимы? То есть, это часть нашего духовного роста, когда мы узнаем множество вещей, благодаря боли, обиде, отчаянию. Или, наоборот, благодаря победе, удаче.
Вас не тревожит, что уже складывается мнение в кино о типаже Чиповской?
Аня Чиповская: Поэтому еще я так сильно держусь за театр. Потому что в театре, особенно в нашей маленькой "Табакерке", нам достается много всего. Там у меня много разноплановых ролей, я - характерная актриса. Думаю, широкий зритель даже не подозревает об этом.
Вы сами в этом виноваты: соглашаетесь на такие роли в кино, а могли бы не соглашаться.
Аня Чиповская: Вы пишете всегда о том, о чем вам хочется?
Я могу поставить псевдоним.
Аня Чиповская: Я не могу. Вас не знают в лицо.
Вы актриса, вам сложнее в этом плане.
Аня Чиповская: В последний год старалась избегать историй, которые у меня уже были. Чтобы я согласилась снова на романтическую историю, сценарий должен быть очень хорошим. Конечно, я занимаюсь каким-то выстраиванием своей актерской судьбы. Выходят премьеры, и вы сможете в этом убедиться.
Что вы сейчас имеете в виду?
Аня Чиповская: Например, весной выходит фильм Рената Давлетьярова "Чистое искусство". Мне нравится там моя роль.
А осенью вышел фильм "Без границ", где вы играете дерзкую журналистку. С кого-то срисовывали образ?
Аня Чиповская: Нет. Если бы мне нужно было в кадре заниматься долго и конкретно какой-то профессиональной деятельностью, я, конечно бы, консультировалась, искала бы друзей, просила своих подруг-журналисток помочь с атрибутикой, с правильными манерами, с этикой. А поскольку то, что моя героиня Полина - журналистка, зритель узнает только потому, что она об этом говорит, и у нее периодически висит фотоаппарат на шее... Это, согласитесь, просто одна из красок, которая дополняет ее образ.
Что мы увидим в сериале "Тайны города Эн" Николая Хомерики, который вскоре выйдет на Первом канале?
Аня Чиповская: У меня там небольшая роль. Мы с Николаем Хомерики знакомы, хотели поработать вместе, и вот представился такой шанс. Главную роль играет Светлана Колпакова, прекрасная актриса, мой товарищ. Героиня Светланы работает в милиции, она расследует дело об убийстве. А я играю молодую современную девочку, которая приехала к своей бабушке из более крупного города. Она очень любопытная, сует свой нос во все дела, и при этом называется модным словом "блоггер". Она не помогает, а скорее мешает расследованию. Она немножко взбалмошная и тоже очень дерзкая.
Вы чувствуете для себя возможным участвовать в телешоу, где актеры поют, пародируют, оказываются в разных непривычных ситуациях?
Аня Чиповская: Нет.
Ваш отец - известный джазовый музыкант Борис Фрумкин. Может быть, вы и английский хорошо выучили из-за музыкального слуха?
Аня Чиповская: Может быть. Я специально не учила английский, у меня на языки хороший слух. Я много смотрела фильмов с субтитрами, слушала музыку. Я базовые вещи хорошо понимаю. На самом деле я плохо знаю английский. Но, как актриса, хорошо умею делать вид.
А музыку люблю. И в этом плане желаю себе смелости. В какой-то момент, думаю, очень аккуратно, это произойдет, и, скорее всего, мы с папой сделаем какую-то совместную небольшую историю. Либо с моими друзьями, в каком-нибудь маленьком месте, куда придут только самые близкие.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"