Губернаторов сделают ответственными за безопасность лифтов

Депутаты предложили ужесточить требования к безопасности лифтов и ввести персональную ответственность губернаторов. Законопроект внесен в Госдуму.

Инициатива связана с недавним громким случаем разрушения кабины лифта в ЖК "Алые паруса", в результате которого погибла женщина. Эта авария вскрыла серьезные проблемы лифтового хозяйства. В целом по стране более 28 процентов лифтов отработали нормативный срок службы.

В ближайшее время проверки лифтового хозяйства будут проведены по всей стране. Но, по мнению депутатов, это лишь временно и частично решит проблемы. В 11 регионах вообще не предусмотрено выделение средств из Фонда капитального ремонта на замену или устранение неполадок лифтового оборудования, а в 25 субъектах предлагается израсходовать не более 3 процентов средств капремонта.

Законопроект предлагает установить на федеральном уровне требования к проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов и порядок определения необходимости проведения капремонта. Соблюдение требований планируется возложить на федеральный орган исполнительной власти. Наиболее радикальное предложение - установить персональную ответственность высшего должностного лица региона за несоблюдение требований при формировании региональных программ капремонта.

"Почему губернатор или мэр несет ответственность? Потому что он подписывает программу капитального ремонта, - объясняет депутат Госдумы, один из авторов законопроекта Галина Хованская. - Он определяет приоритеты, какие дома в первую очередь ремонтировать".

"Говорить, что в ситуации виноваты руководители регионов, значит, плодить безответственность тех, кто действительно должен отвечать за безопасность лифтов", - считает заведующий кафедрой управления недвижимостью и проблем землепользования Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Богомольный. С одной стороны, это контролирующие органы: жилищная инспекция и органы технадзора. С другой - управляющие организации или товарищества собственников жилья. "На каждый лифт есть технический регламент: какое проводить обслуживание, испытание и прочее. Нужно только выполнять все это", - отмечает Богомольный.

Отчасти в неисправности лифтов виноваты и сами собственники. Они часто отказывались делать ремонт за свой счет. Сейчас эту проблему должна снять централизованная система сбора средств на капремонт.