Как рассказали в Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области, в связи с ростом ГОЗ и курсом на замещение импорта у оборонных предприятий Южного Урала резко выросло число кооперационных связей. В 2015 году они изо всех сил стремились ослабить зависимость от иностранных поставщиков: производство большей части импортных комплектующих удалось освоить самостоятельно, по другим позициям искали альтернативных поставщиков в пределах Российской Федерации.
Результат заметен: количество госконтрактов, заключаемых оборонными предприятиями с российскими поставщиками комплектующих, продолжает увеличиваться. Но этот рост, по словам экспертов, сдерживают требования новой финансовой системы расчетов по спецзаказам, вступившей в силу с сентября прошлого года после принятия поправок в федеральное законодательство (275-ФЗ "О государственном оборонном заказе").
- Федеральным законом предусмотрена обязанность открытия спецсчетов в уполномоченных банках под каждый отдельный госконтракт. Количество таких счетов у одного исполнителя может составлять несколько десятков, а то и сотен, - поясняет президент Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области Рустам Мухаметшин.
Однако беда не только в самой по себе избыточности количества спецсчетов. Главная проблема в том, что открытие нового счета в банке возможно только при отсутствии инкассовых требований на уже имеющихся счетах. То есть ситуация такова: для покрытия задолженности предприятию необходимы средства, которые могут быть получены им по госконтракту, но при этом новый счет банк не откроет, пока у компании есть долги по прежним.
Замкнутый круг, учитывая растущий объем номенклатуры комплектующих, закупаемых у сторонних поставщиков. Таким образом, новые правила автоматически порождают трудности при оплате материалов и необходимых деталей. К тому же у финансистов оборонных предприятий до сих пор нет четкого понимания, как теперь оплачивать со счетов накладные расходы и обслуживать ранее полученные кредиты.
- Новые требования, безусловно, создают сложности, увеличивают нагрузку на бухгалтерию и финансовые службы предприятий, - говорит Рустам Мухаметшин. - Налицо негативное воздействие на экономическое положение предприятий, испытывающих недостаток оборотных средств и имеющих высокий уровень кредитной нагрузки.
По словам оборонщиков, все это увеличивает риск секвестра программ производства гражданской продукции. Как известно, именно благодаря освоению "мирной линейки" многие предприятия ОПК пережили самые трудные годы, когда объемы ГОЗ были близки к нулю. Многие военные заводы успешно освоили выпуск товаров народного потребления, высокотехнологичной продукции для здравоохранения и т.п. При этом далеко не всегда их производство является высокомаржинальным, и тогда "подушкой безопасности" становится ГОЗ: компании выручала возможность перераспределения финансовых потоков. Теперь же закрывать кассовые разрывы по "гражданке" и неплатежи по прежним кредитным займам за счет средств гособоронзаказа запрещено. Усугубляет ситуацию и тот факт, что произошло это в условиях отсутствия на рынке длинных дешевых денег и сложностями в оформлении займов. По информации источников "РГ", не исключено, что в этих условиях часть предприятий ОПК будет вынуждена серьезно урезать программы производства гражданской продукции.
Чтобы избежать негативных последствий, путаницы в финансовой отчетности и, главное, предупредить возможные срывы сроков исполнения ГОЗ из-за начавшейся чехарды со спецсчетами, представители оборонных заводов и обратились с инициативой в Минпромторг РФ. Руководители предприятий ОПК предлагают совместно с экспертами из банковского сектора, представителями власти и надзорных органов выработать оптимальное решение, сохранив при этом прозрачность расчетов по госконтрактам и их абсолютную легитимность. По мнению промышленников, корректировка федерального закона необходима, чтобы избежать коллапса в отрасли.
Кроме того, требуются и детальные разъяснения по отдельным позициям законодательных новелл. К примеру, исполнителю ГОЗ предоставлено право формировать запасы продукции для исполнения госконтрактов, но при этом не прописан, а потому непонятен механизм возмещения расходов.
Тормозит рабочий процесс и необходимость включения поставщиков продукции в реестр кооперации по всей производственной цепочке: на создание такой своеобразной "матрицы" компетенций оборонных предприятий уходит немало времени. К тому же невозможна оперативная замена поставщика в длинной кооперационной связке.
- Это не проблема для крупных стратегических оборонных заводов, у которых свыше 90 процентов поставщиков остаются неизменными на протяжении десятилетий. Сложности при смене контрагентов возникают в основном у небольших предприятий, - отмечает исполнительный директор одной из таких компаний Александр Нестеров.
По его словам, при смене поставщика очень много сил и времени тратится на контроль качества, так как результаты ОТК иного предприятия не имеют для заказчика никакой силы.
- К примеру, мы закупаем элементную базу и сегодня вынуждены искать продукцию российских производителей, изделия которых подвергаются с нашей стороны тщательному контролю, ведь речь идет о производстве систем взлета-посадки летательных аппаратов: любые неточности здесь чреваты серьезными последствиями, - говорит Александр Нестеров.
Справка "РГ"
В Ассоциацию предприятий ОПК Челябинской области входит свыше 75 организаций: промышленные предприятия, ведущие технические вузы региона, а также банковские, страховые и логистические компании.