Бастрыкин объявил о раскрытии убийства Немцова

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал о том, чем вооружены следователи, раскрывающие самые сложные преступления, и сколько маленьких граждан Украины признаны его ведомством потерпевшими по уголовным делам.

Александр Иванович, СК "воюет" с преступностью на самом сложном направлении. Вы расследуете убийства, ловите высокопоставленных чиновников, а какими силами вы располагаете?

Александр Бастрыкин: Следователями Следственного комитета, штатная численность которых составляет 8780 человек, включая военных следователей. Ими за прошедшие с момента нашего рождения 5 лет рассмотрено 4,3 млн сообщений о преступлениях, возбуждено 663 тысячи уголовных дел, в суды направлено 500 тысяч дел. Осуществлен 1 млн выездов на место происшествия. Это огромный труд.

Ваше ведомство стояло у истоков важных законодательных инициатив, какие бы вы назвали главными?

Александр Бастрыкин: Напомню, что Следственный комитет инициировал упрощение порядка возбуждения уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса. Не остались мы в стороне и от прокатившейся в последнее время волны жестокости в отношении несовершеннолетних. По нашей инициативе в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство внесены изменения, существенно ужесточающие ответственность за насилие в отношении детей. За это время подготовлен целый ряд норм, позволяющих привлекать к уголовной ответственности так называемых рейдеров уже на начальных этапах захвата ими чужой собственности и защищать граждан от противозаконной практики невыплаты заработной платы.

Дополнение Уголовного кодекса указанными нормами сейчас позволяет, как я уже сказал, привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах захвата собственности, упреждая наступление последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя. И анализ практики применения этих норм показал их несомненную пользу. В суд направлено уже свыше двухсот уголовных дел данной категории в отношении 266 обвиняемых.

По инициативе Следственного комитета обновлены нормы Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за невыплату заработной платы. Ежегодно мы направляем в суд более трехсот таких уголовных дел.

Кроме того, по нашей инициативе введен новый порядок проведения доследственных проверок и составления обвинительных заключений, расширены основания для применения залога, претворены в жизнь наши предложения об отнесении к исключительной подследственности Следственного комитета взяточничества, а также тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Изменилась ли динамика раскрываемости преступлений и в какую сторону?

Александр Бастрыкин: Основной принцип, который мы неуклонно воплощаем в жизнь, - неотвратимость уголовной ответственности за совершенные преступления. Ведь еще автор первого в России дореволюционного учебника по уголовному праву Владимир Данилович Спасович справедливо отмечал: "Ничто так не способствует сохранению правопорядка, как неизбежность наказания, хотя бы самого умеренного". Эта мысль и поныне не утратила, да и никогда не утратит, своего значения.

Потому, максимально используя современные возможности криминалистической техники, внедряя передовой опыт организации следственной работы, навыки ветеранов следственных органов (у нас активно работает региональная общественная организация "Союз ветеранов следствия"), а также потенциал Научно-консультативного и Общественного советов при Следственном комитете, во взаимодействии с оперативными подразделениями ФСБ и МВД мы добиваемся высокой раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений. Считаю, что это именно тот критерий, по которому население судит о работе всех без исключения правоохранительных органов.

Если перевести преступления в цифры и личности, то чего вы добились?

Александр Бастрыкин: Так, по сравнению с прошлыми годами возросла раскрываемость убийств, которая составила 91,5% (в 2006 году она составляла - 82,5%, в 2012 г. - 86%, в 2013 г. - 88,1%, в 2014 г. - 89,3%), а также фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - 91,4% (2006 г. - 74,4%, 2012 г. - 85,7%, 2013 г. - 87,8%, 2014 г. - 89,4%).

За прошедшие годы, к примеру, профессионализм наших следователей и сотрудников оперативных подразделений ФСБ России и МВД России позволил в кратчайшие сроки пресечь деятельность преступных группировок в Гусь-Хрустальном, банды Цапка в Краснодарском крае, Ореховской преступной группы в Москве, вооруженных банд из Воркуты и Кургана.

В 2015 году раскрыто убийство Бориса Немцова; убийство директора завода "Кока-Кола" Дмитрия Сошнева; убийства бандой (ГТА) владельцев автотранспорта; изобличена банда Инессы Тарвердиевой, орудовавшая на территории Ростовской области и Ставропольского края и причастная к убийству сотрудника полиции Дмитрия Чудакова, его супруги и двух малолетних детей на федеральной трассе "Дон". По результатам нашего расследования к пожизненному лишению свободы осужден один из организаторов банды (Тазиев), участники которой совершили 78 убийств, в том числе сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Северо-Кавказском федеральном округе. И таких примеров множество. Они широко освещаются средствами массовой информации.

Каким научным потенциалом сегодня располагает Следственный комитет?

Александр Бастрыкин: Очевидно, что успешное расследование преступлений требует соответствующей научной базы. Из-за специфики нашей работы мы уделяем много времени подготовке следователей к работе в условиях повышенной морально-психологической нагрузки. В Академии Следственного комитета обучаем их тактике и методике проведения следственных действий в сложных условиях.

Сегодня Академия Следственного комитета является одним из тех учебных заведений, где активно развивается собственная научно-методическая база с прицелом на насущные потребности следственной практики. Благодаря этому она заслуженно имеет высокий рейтинг, располагает сетью филиалов от Санкт-Петербурга до Хабаровска и готовит юристов по образовательной программе "Правовое обеспечение национальной безопасности", а также осуществляет профессиональную переподготовку действующих сотрудников.

Какие современные научно-технические средства помогают следователям в повседневной работе?

Александр Бастрыкин: Что касается арсенала криминалистических подразделений Следственного комитета, то он достаточно внушителен и включает в себя высокотехнологичное оборудование как отечественного, так и зарубежного производства.

Среди новейшей техники, приобретенной в последнее время для нужд Следственного комитета: беспилотные летательные аппараты для фото- и видеосъемки больших территорий и поиска пропавших без вести людей; комплексы оборудования и транспортной техники для поисковых работ в воде и под землей; портативные спектрометры для идентификации различных видов веществ; приборы для выявления невидимых следов рук. Активно работают ДНК-лаборатории.

Благодаря такому взаимодействию и эффективному использованию научно-технических средств с 2011 по 2015 год в ходе расследования раскрыто 36 тысяч преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы. А это - 3341 убийство, 1725 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего.

Что вы больше всего цените в подчиненных?

Александр Бастрыкин: Скажу откровенно - только профессионализм, предельная порядочность и безоговорочное следование своему долгу могут гарантировать место в рядах сотрудников Следственного комитета. С теми, кто решил, что сейчас может быть иначе, мы расстаемся быстро и без сожалений.

Мы знаем, что Следственный комитет уделяет большое внимание "детской" теме.

Александр Бастрыкин: Это так. Мы активно участвуем в воспитании подрастающего поколения. В ходе реализации президентской программы проводим большую работу, направленную на возрождение кадетского движения в России.

Под патронатом Следственного комитета находятся кадетские классы в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Ставропольском крае, в Московской области. А в Москве создан кадетский корпус им. Александра Невского.

Эти учебные заведения позволят гармонично и всесторонне развиваться детям сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей (отцов), а также детям из многодетных и малообеспеченных семей.

Подчеркну, что в новой редакции Военной доктрины особое внимание уделено развитию в стране исторических, патриотических и духовных традиций в области защиты Отечества.

Кроме того, уже несколько лет в Следственном комитете работает консультативный совет по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При непосредственном участии уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, лидеров волонтерских и правозащитных движений и организаций, представителей Госдумы на заседаниях совета анализируются проблемы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит обмен региональным опытом правоприменения, оперативно определяются пути их решения.

Более того, мной принято решение об образовании Общественного координационного совета при Следственном комитете РФ по вопросам оказания помощи детям юго-востока Украины. Так как в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных представителями силовых структур Украины и националистов (сегодня в производстве специализированного управления Следственного комитета по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны находится 60 таких уголовных дел) на территории юго-востока Украины.

Нами признаны потерпевшими 2 тысячи несовершеннолетних.

Давайте поговорим отдельно о детях, пострадавших от войны.

Александр Бастрыкин: Только по данным департамента здравоохранения Москвы, за период вооруженного конфликта на Украине в медицинские учреждения в 2014-2015 годах поступило свыше тысячи несовершеннолетних граждан Украины. Из них 17 - с травмами, полученными в результате военных действий.

Наш Координационный совет является совещательным органом, в состав которого входят представители медицинских, религиозных и благотворительных организаций, учреждений культуры, общественных объединений и средств массовой информации.

Он образован с целью систематизировать деятельность по решению проблем, возникающих у пребывающих в Россию с юго-востока Украины семей с детьми, получившими ранение или имеющими заболевание, для лечения и реабилитации которых необходимы ресурсы, инфраструктура или квалификация специалистов, недоступные или недостаточные по месту их проживания.