О своей военной юности Анна Михайловна до недавнего времени никому не рассказывала. Причиной стал плен, в который она попала, возвращаясь с партизанского задания. Чудом выжив в фашистской неволе, она долгие десятилетия молчала о том, как ходила в разведку по заданию Никифора Коляды, известного партизанам Беларуси и Смоленщины под именем Батя.
- Когда началась война, мне шестнадцать лет только исполнилось, - вспоминает Анна Михайловна. - С мамой и сестрой мы жили в селе Пречистом - это в Смоленской области, недалеко от границы с Беларусью. Наш дом разбомбили, мы остались на улице, а потом мама отправила меня к родственникам в белорусскую деревню.
До родни Нюра добиралась лесными тропами. На одной из них ее остановили незнакомые бородатые люди. Оказалось - партизаны. Спросили, знает ли она немецкий язык. Нюра знала хорошо, учительницей в школе у нее была настоящая немка. Бородачи обрадовались и позвали девчушку с собой. В сторожке лесника Нюра увидела пленного немца, которого с ее помощью партизаны смогли допросить.
Девушку оставили в отряде. Нюра под видом побирушки ходила мимо немецких постов, бывала на железнодорожной станции - все запоминала, считала, прислушивалась, о чем говорят охранники. Те и подумать не могли, что девчонка-оборванка понимает их речь...
Вскоре Аню перевели в партизанский штаб, который к тому времени возглавил командированный из Москвы Никифор Коляда. Он сразу обратил внимание на девушку, свободно говорящую на немецком, и стал привлекать ее к выполнению специальных заданий.
- Он относился ко мне как к ребенку, - вспоминает Анна Михайловна. - Когда приходила с задания, в баню посылал, давал отоспаться, а потом уж начинал подробно расспрашивать обо всем, что видела. Я ведь по несколько дней бродила по окрестностям, чтобы собрать нужные сведения. Меня однажды полицейский задержал, но я обманула его и убежала. Никифор Захарович обрадовался, когда узнал об этом: "Молодец, Нюрочка, судьба тебя, наверное, хранит!". А вскоре сообщил, что представил меня к награде.
Но так случилось, что медаль до Анны тогда не дошла. Наградной лист, написанный и подписанный Никифором Колядой, Анне Михайловне привезли корреспонденты "СОЮЗа". Увидев его, она расплакалась: "Надо же, сдержал Батя обещание..."
Вместе читаем документ, хранившийся в архиве 73 года. В нем перечислены задания, успешно выполненные комсомолкой Анной Авакумовой...
А потом Нюра попала в лапы полицаям - выдала одноклассница. Так она оказалась в лагере для военнопленных, где пробыла до конца зимы 1944 года. А когда лагерь освободила Красная Армия, разобрались, признали ее настоящей разведчицей.
Но вот незадача - партизанского командира Батю тогда арестовали (позже его полностью реабилитировали), и Нюре посоветовали все забыть и уехать по вербовке на Север. Так она оказалась в леспромхозе на Печоре. Вышла замуж, а потом перебрались на родину мужа в Майкоп.
По имеющимся данным, в годы Великой Отечественной войны произведено более 4 миллионов 230 тысяч награждений медалью "За отвагу". Десятки, а может, и сотни тысяч наград остались неврученными, главным образом в связи с гибелью военнослужащих, а также по другим обстоятельствам военного времени. Благодаря электронной базе наградных документов "Подвиг народа" и онлайн-банку неврученных наград "Звезды Победы" на сайте "Российской газеты" появилась возможность самостоятельно и оперативно навести справки о награждении известных вам фронтовиков - ваших родных или знакомых. Там же вы можете найти и распечатать наградные листы и подлинники приказов о награждении.
Нашими подсказками уже воспользовались тысячи россиян. В десятки семей, к детям фронтовиков, уже пришли удостоверения к орденам и медалям. А в пятнадцати случаях к живым фронтовикам, достигшим возраста 90 и более лет, пришли и сами награды: ордена Славы, Красной Звезды, медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне".
Юбилейный год 70-летия Победы закончился, но наш поиск продолжается...